Директор школы  за год.
0
1169
Пульс перемен

Как подготовить учителей к обучению компетенциям XXI века?

Мы считаем, что научить этим компетенциям возможно, но для этого педагогам нужно приобрести новый опыт организации учебной деятельности. Все международные исследования показывают, что при ответе на вопрос «Какой опыт приобретения новых компетенций оказался для вас наиболее эффективным?» называются практические способы развития: прохождение практики в другой школе,  тренинг на работе, коллективная работа над внедрением какой-либо инновации. Очевидно, что традиционные способы повышения квалификации (лекции, семинары) не дают желаемого результата.

 

— Но если это новый опыт, его надо как-то выстроить или специальным образом организовать. Как?

— Поясню это на примере одного из наших проектов. Он был связан с разработкой заданий для урока, который позволяет формировать 4К- компетенции.

Сначала учителя проходили краткую теоретическую подготовку. Потом получали готовые сценарии уроков и пробовали их реализовать на практике. А уже на следующем шаге начинали разрабатывать собственные уроки. При этом они использовали элементы имеющихся разработок, тем самым меняя привычный ход учебного занятия. Пусть вначале это были незначительные изменения, но урок все равно уже был другим.

Другая часть нашей работы в этом проекте — проведение тренингов. Задача тренинга — научить педагогов разрабатывать новый тип урока. Как правило, такой тренинг длится 2 дня.

Мы работаем с разными командами учителей (с молодыми специалистами, предметниками из разных школ).

При этом сам тренинг строится как креативный урок, на котором формируются и развиваются 4К-компетенции. А еще это работа в команде коллег. И оказывается, что в такой коллективной деятельности легче найти идею для креативного урока и спланировать учебное занятие.

Согласно исходным условиям, разработанные уроки должны быть апробированы, проведены. В роли учеников на тренировочных уроках выступают коллеги — остальные участники тренинга. То есть происходит смена позиций: учитель становится учеником. Это позволяет учителям получить обратную связь от учеников (пусть и условных). Создается поле взаимообмена  и возникает возможность понять, как придуманные педагогические приемы работают, какие из них являются рискованными, а какие — наиболее удачными. Такой тренинг-практикум достаточно эффективен.

 

— Чем принципиально отличается креативный урок от традиционного, почему его проведению нужно учиться специально?

— В креативном уроке существует процесс практического освоения чего-то нового. Один из ключевых принципов этого процесса — обучение на ошибках.

Мы не учимся, осваивая чужие алгоритмы. Мы учимся, формируя собственное решение, сами определяем, как надо действовать и что является правильным ответом. Мы сами постепенно приходим в поиске к правильному ответу. И это НАШ правильный ответ.

Приведу пример. Одно из самых первых заданий касалось геометрии. Ставилась задача сделать картину, используя геометрические формы. Отмечу, что в таких заданиях обычно присутствует какая-либо интересная фабула. Например, готовится выставка таких картин или подбираются иллюстрации к книге, которую мы напишем. Но при этом есть прямая учебная задача — из простых геометрических форм, вырезанных из цветной бумаги,  детям необходимо сделать картину, а затем рассчитать, сколько понадобится материала (например, краски), чтобы ее напечатать.  Для этого необходимо измерить площадь окрашенного пространства. Но картина имеет неправильную, нестандартную форму! Это не квадрат, не круг, не трапеция , не что-то еще привычное и понятное. И привычные формулы, и инструменты измерения в этом случае не помогают. Что делать? Нужно найти способ, как эту картину измерить, как найти ее площадь.

Дается небольшая подсказка. Среди фигурок, из которых мы строим картину,  есть некоторое избыточное количество маленьких квадратиков. В процессе работы некоторые ребята догадываются, что этими маленькими квадратиками можно измерить картину в первой степени приближения. Сложим квадратик пополам — получим маленький треугольник. Это еще один инструмент для измерения. И так далее через пробы и ошибки.

Кроме проб и ошибок здесь нет другого способа найти путь к измерению площади такой картины. Даже если у всех будет одна мерка — квадратик, все равно дети по-разному будут ею пользоваться. Это задача, в которой нет готового алгоритма решения, она требует найти необычный вариант.

Хочу отметить, что есть такие дети (или команды), которые пытаются использовать тот способ, который у них когда-то был. Они рисуют палетку (прозрачный листок с нанесенной на нем ровной сеткой), накладывают ее на картину и определяют основную площадь картины. Потом уже решают, как посчитать то, что выходит за рамки палетки. Но и в этом случае предлагаются разные идеи, требующие обсуждения.

Так рождается пространство для креатива и критического мышления, причем рождается естественным способом. В поиске решения ребятам приходится обсуждать, аргументировать свой выбор, от чего-то отказываться. Успех в подобной деятельности достигается с помощью коммуникации, в которой происходит постоянное появление и обновление идей.

От первого и до последнего момента такого урока идут пробы, выдвигаются и оспариваются аргументы, делается выбор, происходит его корректировка. И в этом принципиальное отличие от традиционного урока, где решение оценивается с точки зрения правильно — неправильно.

Креативный урок формирует совсем другую деятельность, дает другую практику, не подстраивая ее ни под какие шаблоны.

Когда учитель знакомится с большим ассортиментом таких заданий, у него расширяются возможности придумывать что-то новое самому (о разработке таких заданий можно прочитать в статье https://vo.hse.ru/2018--4/228083922.html , которая вышла в журнале «Вопросы образования»).

 

— Какие еще принципиальные отличия можно назвать?

— Задачи креативного урока часто строятся по аналогии с жизненными ситуациями. В повседневной практике нам нужно что-то измерять, но мы не всегда используем циркуль или линейку. Многие жизненные проблемы требуют новых идей и новых решений, которых еще не было.

Другой принцип — совместная работа, совместный поиск решения. Идея может быть высказана не тобой, но она захватывает, и ты продолжаешь ее развивать как свою.

И еще один важный момент, который, возможно, кому-то покажется странным. Учитель может не знать верного ответа! Верный ответ иногда оказывается очень неожиданным и может быть найден не сегодня. Есть ситуации в тренинге или на уроке, когда дети или учителя, решая проблемную задачу, спрашивают: «А как правильно?». Но как это определить, если правильного ответа нет? Критерием правильности в этом случае могут быть убедительность аргументации команды, которая представляет свой способ решения. И каждая команда имеет право на собственную  позицию, на свой правильный ответ.

Когда правильных ответов много, у учителя тоже формируется поисковая позиция. Ему тоже приходится активно включиться в процесс аргументации, спора, сомнения. Дети спорят с учителем, педагог спорит с детьми. Он тоже ищет правильный ответ. Это другая профессиональная позиция и другой стиль поведения.

 

— Много ли нужно времени для того, чтобы учитель мог приобрести такой опыт и успешно его реализовать в своей профессиональной деятельности?

— У нас есть практика совместной работы с учителями и в течение 2−3 дней, и в течение 3 недель. Освоить сложные навыки за 2−3 дня точно труднее, чем за 3 недели. Но даже в такие короткие сроки можно обогатить свой профессиональный арсенал. Возможно, учитель не ощутит эффекта на следующий день после тренинга. А уроков через 10 педагог вдруг что-то сделает новое для себя и для детей.

 

— И за такой короткий срок учителя осваивают работу по всем 4К-компетенциям?

— Мы должны понимать, что перечисление 4К — это искусственная работа по разъединению единого феномена, который включает в себя все четыре составляющие. Пребывание в состоянии активной и включенной работы (исследовательской, практической, проектной) заставляет детей мыслить креативно и использовать кооперацию. Критическое мышление связано с социальным взаимодействием, общением. Решение проблем напрямую связано с умением взаимодействовать с партнерами.

Учителю важно, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом не виртуально, а здесь и сейчас — в классе. Если нет работы в группе, все это не может происходить. Поэтому наше обучение связано с организацией прежде всего коллективной работы педагогов, опыт которой они смогут перенести в свою профессиональную деятельность.

 

— Как вы думаете, а учителя вообще в своем большинстве способны быть креативными?

— Этот вопрос у нас возникает постоянно: могут ли учителя ( а как люди они достаточно креативны)  сами вступать в кооперацию? Что нужно сделать, чтобы они захотели работать по-другому? Мы считаем так: чтобы изменить образовательную практику, учителям нужно получить практический опыт работы «по-другому».

Креативность у педагогов проявляется или укрепляется  при формировании креативных заданий, при работе с креативными заданиями. Даже при отсутствии тренинга личностного роста учитель в этом случае получает и стимул, и возможность, и ситуацию, требующую проявления собственной креативности и вовлечения в профессиональную кооперацию.

 

— Как формирование и развитие 4К сделать системной школьной практикой?

— Мне кажется, в такой работе должны быть заинтересованы региональные институты развития образования. Ведь такой прием обучения можно использовать для формирования большого круга компетенций: ИКТ-компетенций, языковой грамотности, естественнонаучной и т.д. Например, Ярославский институт развития образования уже реализует подобный собственный проект «Формирование у детей компетентностей будущего как ресурс улучшения образовательных результатов» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка. Надеюсь, что и в других регионах есть что-то подобное.

Важно, чтобы такие тренинги стали только началом работы с учителями и начатая на тренинге командная работа по освоению новых компетенций и нового опыта организации урока была продолжена учителями в своей школе.

Во всем мире сейчас действуют новые форматы организации повышения квалификации, которые получили название «непрерывное профессиональное развитие». Например, в уже знакомой нам форме профессионального обучающегося сообщества учителей. Мы подробно описали его в книге, адресованной учителям, работающим со сложным контингентом учащихся (Я —эффективный учитель. Учебно-методическое пособие. — М.: Университетская книга, 2017). Вот такое профессионально обучающееся сообщество или сообщество обучения учителей может работать и далее над осмыслением и изменением своей практики, над приобретением новых компетенций. В этом случае любое внешнее обучение — будь то тренинг или традиционная форма повышения квалификации — станет лишь стартовой площадкой. А главные изменения профессиональной позиции и деятельности будут происходить непосредственно в самой школе, когда группа учителей вместе, одной командой разрабатывают уроки, планируют их проведение, проводят, наблюдают, обсуждают, дают обратную связь друг другу и корректируют.

 

P. S. Информация для читателей, которые хотели бы повысить свои знания и навыки в области формирования 4К: в Институте развития образования ВШЭ на магистерской программе есть учебный курс, посвященный формированию и оценке 4К. Аналогичный курс запущен в Одинцовском филиале МГИМО. Кроме того, обучение педагогов этой практике проводит Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

Другие статьи
Выбор редакции
  • Выбор редакции
Еще