«Вы перевернули мое мировоззрение»

559

Климова Марина Владимировна

Климова Марина Владимировна
Опубликовано 16 мая 2025

Директор школы, особенно не очень опытный, часто не знает, к кому обратиться за советом, с кем обсудить актуальные трудности. Ведь поддержка подобного рода распространена гораздо меньше, чем наставничество в учительской среде. А вот к нашей сегодняшней собеседнице молодые коллеги обращаются часто. Как сложилась эта практика неформального наставничества для директоров? Об этом шел разговор в первой части интервью  с Мариной Климовой, директором ГБОУ г. Москвы «Школа № 830».

МКлимова1 (1).jpg

Марина Климова. Фото из личного архива

— Как получилось, что коллеги-директора стали обращаться к вам в случае профессиональных затруднений?

— Думаю, ответ надо начать с истории моего собственного профессионального становления как управленца. Мне повезло работать заместителем у хорошего, сильного руководителя. Это дало прекрасную возможность видеть, как формируются и принимаются управленческие решения, и прийти на директорскую должность уже с солидным опытом, полученным от наставника. В частности, в моем управленческом багаже уже были навыки работы с кадрами. Это и индивидуальный подход, и умение найти нужные слова, разбирать ошибки, не оскорбляя, не обижая. То есть грамотный, человеческий, гуманный подход.

В работе с детьми я тоже вспоминаю своего директора практически каждый день. К счастью, она жива и до сих пор меня курирует. Навсегда запомнились ее слова о том, что ни в каких ситуациях нельзя вешать ярлыки на детей. Любые ошибки детей — это история сиюминутная, через год все будет по-другому.

Мы до сих пор продолжаем общение с моим наставником и обсуждаем профессиональные вопросы.

— Вы помните, когда впервые взяли на себя роль неформального наставника? Что вас побудило?

— Так получилось, что из школы, про которую я сейчас рассказывала, несколько учителей и замов стали директорами. Я к этому времени уже получила некоторый опыт руководителя. Поскольку они меня хорошо знали, то звонили, спрашивая совета. Получилось так, что мы и дружеские отношения поддерживали, и по профессиональным вопросам общались.

Кстати, в Департаменте образования и науки города Москвы для вновь назначенных директоров были организованы и клубы, и учеба, а в какой-то период и стажировка для кандидатов на должность руководителя, которая называлась «Тень директора». И вот однажды меня тоже пригласили поучаствовать в одном из проектов для молодых директоров. Это была программа по организации работы с детьми с особенностями, которую подготовил МЦРКПО. Программа была уникальной, поскольку строилась не на рассказе «как надо», а на возможности окунуться в реальную практику, что называется, «посмотреть и руками потрогать». И принимали туда не просто по желанию, а на основе эссе, в котором директор должен был описать, для чего ему непременно надо принять участие в этом проекте и каких результатов он ждет. Эссе для анализа передали мне, поскольку площадкой программы была моя школа (как одна из 20 лучших школ Москвы по работе с особенными детьми). Из 55 претендентов мы отобрали около 20 человек, тех, кто шел не для галочки, а чтобы действительно поучиться.

Помимо теоретического курса мы создали возможность погружения в мир детей с особенностями. Так, с помощью очков виртуальной реальности участники смогли посмотреть на окружающую действительность глазами человека с расстройством аутистического спектра (РАС). Потом познакомились с родителями, которые прошли тяжелый путь рядом со своими особенными детьми. А затем коллеги отправились в классы к детям со сложной структурой дефекта: с ДЦП, с ментальными нарушениями, слабовидящим… Каждого директора посадили к ученикам за одну парту на урок. Дети делали все что угодно: плели косички из бороды директора, в уши что-то засовывали, обнимали. Эффект был потрясающий. Во-первых, это была шокотерапия, коллеги такого не ожидали. Во-вторых, никто не сбежал. Когда они выходили из класса, мы им сообщали, что это за ребенок, что с ним, как ему придется с этим жить дальше… С тех пор прошло уже лет семь, а эти директора и звонят, и пишут, и обращаются.

У каждого из них есть в школе такие дети, но сблизиться, подойти и почувствовать себя не очень компетентным на фоне своих педагогов, специалистов-дефектологов, наверное, не каждый может. Для молодого директора это определенный риск для авторитета. А во время обучения у нас и страх ушел, и неприязнь.

Один директор встретил меня через год и сказал: «Вы перевернули мое мировоззрение. Я помню все: как зовут детей, во что вы были одеты, каким цветом был покрашен порожек вашей школы, что было на уроке».

— Наверное, и практическая польза от обучения по этой программе была ощутимой?

— Многие директора не теряют связь, говорят: после вашей школы я в своей на следующий день дошел до каждого такого ребенка. Не в том дело, что он ими до того не занимался, а в том, что был страх перейти черту, скажем, присесть рядом на корточки. Многие ведь боятся сделать хуже. Если ты не знаешь специфики детей с РАС или с эписиндромом, можно не то что навредить, но получить такую реакцию, что сам второй раз не пойдешь, боясь, что ребенку навредил. А мой собеседник дошел до каждого ребенка и теперь знает все: и семейную обстановку, и их проблемы. Я и сейчас поддерживаю связь с выпускниками этой программы, встречаюсь с ними. Они звонят, задают вопросы, советуются, как поступить в тех или иных ситуациях.

Когда доводится выступать на межрегиональных конференциях, молодые директора подходят ко мне и просят их поддержать. Я говорю: нет проблем. Всем даю свой телефон, почту, объясняя, что проще позвонить, чем потом разбирать целый ком уже совершенных ошибок. И мне в таком общении комфортно, и молодым коллегам.

P. S. Во второй части интервью речь шла о том, с какими запросами школьные руководители чаще всего обращаются к Марине Владимировне и как они совместно преодолевают  возникшие в управленческой деятельности трудности. Были приведены конкретные кейсы из практики неформального наставничества. Полностью интервью опубликовано в журнале «Директор школы (№3 за 2025 год).

Хотите быть в курсе новых публикаций?

Подписывайтесь на рассылку от Директории

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо! Данные успешно отправлены.

Произошла ошибка при отправке формы попробуйте позже.

блог / Материалы от экспертов и практиков

Как привлечь дополнительное финансирование в школу

Пожалуй, нет такой школы, которая не была бы заинтересована в привлечении дополнительного финансирования. Вопрос: где искать внебюджетные деньги? Как найти спонсоров, партнеров и наладить с ними взаимодействие? За ответами имеет смысл обратиться к опыту школы, у которой получается привлекать значительные суммы. Рассказывает директор гимназии № 13 г. Екатеринбурга Римма Стихина.

64

блог / Материалы от экспертов и практиков

Задачи для развития критического мышления

Педагоги школы «Снегири» в течение нескольких лет последовательно искали способы развития критического мышления, пробовали разные методики и подходы, модифицировали их под свои задачи, отказывались от чего-то. И теперь могут рассказать коллегам, какие формы работы оказались самыми результативными. В первой части публикации директора ОАНО «Частная школа ”Снегири“» Александра Гулина говорится об маркерах, указывающих на наличие критического мышления и ключевых особенностях методик его развития. В частности, приводятся примеры методик, которые, как правило, используются на уроках истории, но могут быть задействованы и на других предметах.

158

блог / Материалы от экспертов и практиков

Почему образование оказалось в кризисе?

От экспертов нередко приходится слышать, что образование во всем мире переживает кризис. Но в чем его суть? Слово кризис может трактоваться по-разному. Это может означать, что появляется сильная потребность в чем-то новом, чего пока нет. А возможно, что-то перестает работать либо утрачивает свою актуальность. Так что же происходит в образовании? Взгляд генерального директора образовательного бюро «Солинг» Михаила Кожаринова представлен в его новой публикации. Предлагаем вашему вниманию первую часть этого материала, в которой анализируются сущностные причины усугубляющегося кризиса.

363

блог / Материалы от экспертов и практиков

Может ли ИИ выполнять функции учителя?

В начале текущего года в журнале «Директор школы» вышла публикация с описанием экспертного обсуждения роли искусственного интеллекта в образовании (обсуждение прошло в рамках конференции СберУниверситета «Больше чем обучение»). Самого высокого накала дискуссия достигла, когда ведущий, руководитель Академии технологий, данных и кибербезопасности СберУниверситета Дмитрий Зубцов, поставил вопрос: сможет ли ИИ заменить учителя? Основатель Skyeng Георгий Соловьев настаивал на том, что преподавательскую функцию учителя искусственный интеллект вполне может заменить. Руководитель проектов по развитию AI Андрей Комиссаров выразил категорическое несогласие с тем, что с развитием ИИ преподаватели перестанут быть нужны. При знакомстве с этим материалом у многих директоров экспертной группы журнала «Директор школы» возникло желание включиться в дискуссию. Предлагаем вашему вниманию фрагмент дискуссии вместе с комментарием эксперта «ДШ», директора школы № 24 города Ангарска (Иркутская область) Александра Чикишева.

495

блог / Материалы от экспертов и практиков

Чем измерить 4К?

Перед школами стоит задача развивать мягкие навыки, но адекватной и нетравматической для детей системы оценки в этой области в массовой практике пока нет. Хотя первые образцы уже появляются. В частности, в школе «Снегири» проходит апробация методики, разработанной во ВШЭ. Этот опыт описан в статье директора школы «Снегири» Александра Гулина. Предлагаем вашему вниманию фрагмент его публикации, где рассказывается, что собой представляет новый диагностический инструмент.

1022

блог / Материалы от экспертов и практиков

Зачем школа нужна государству?

Этот вопрос актуален сегодня для многих стран, в том числе для России и США. На самом деле мы не такие разные, как может показаться. Во всяком случае, в сфере образования у нас возникли схожие проблемы. Это становится очевидно, когда знакомишься с аналитическими работами Патриции А. Грэм, признанного лидера образовательных исследований в США, которая всю свою жизнь занималась поиском ответов на вопрос о предназначении школьного образования и его качестве.

При чтении книги Патриции А. Грэм «Америка за школьной партой» то и дело ловишь себя на мысли о сходстве с ситуацией в нашем образовании. Удивительное подобие двух образовательных миров побудило аспиранта Института педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета Татьяну Григорьеву поделиться своими впечатлениями от книги в отдельной статье. Предлагаем вашему вниманию фрагмент ее статьи, в котором проведено несколько явных, заставляющих задуматься параллелей.

1082