«Я так радуюсь, что не запустила этого ребенка!»
357
О своих сомнениях, удивлениях и обретениях на пути профессионального роста рассказывает учитель английского языка МБОУ «СШ № 32» г. Норильска Ольга Острецова.
Ольга Острецова. Фото из личного архива
Узнав, что придется осваивать кураторскую методику, я, честно говоря, не обрадовалась. Казалось, что это очередная умозрительная схема, которая повлечет лишь потерю времени. А я и так успевала на уроке не все, что планировала, если же еще и методику эту придется внедрять…
Тем не менее, я с самого начала ответственно подошла к работе по протоколам кураторской методики. Стала уделять больше внимания слабым ученикам, настойчиво спрашивать их мнение.
«Ты же можешь!»
На первых порах часто сталкивалась с реакцией «что вы ко мне пристали!» Но я не прекращала усилий и всеми силами помогала каждому увидеть собственный прогресс, порадоваться своему продвижению. И у детей как будто лампочки внутри начали загораться: «Оказывается я могу!» Постепенно они стали чувствовать себя увереннее, повысились отметки. Росла активность и количество заданий, которые ребята могли выполнить, появился блеск в глазах.
Если кто-то приходил с невыполненным заданием, я обязательно спрашивала, почему так произошло, ведь «ты же можешь!» И предлагала в следующий раз постараться, обещала, что мы разберем то, что не получится.
Видя мои интерес и настойчивость, дети понимали, что нужно подготовиться к следующему уроку. Ранее они приходили на занятие с настроем «мне предмет не дается», «лишь бы меня не трогали». А теперь они почувствовали, что от них чего-то ждут, и в их поведении стало больше собранности, нацеленности на учебный результат.
Такие ученики привыкли отмалчиваться на уроках, поэтому для них было нелегко преодолеть себя и поднять руку. Зато они чувствовали себя настоящими победителями, когда могли ответить наравне с одноклассниками. И я радовалась вместе с ними.
Поначалу я волновалась относительно того, как же я успею уделить внимание и слабым, и сильным ребятам, но эти опасения тоже развеялись. Просто нужно готовить дифференцированные задания для разных групп либо для индивидуальной работы. Здесь существует множество вариаций. К примеру, я комбинирую продуктивные и репродуктивные вопросы, когда мне нужно занять внимание той или иной группы. И часть класса занимается отдельно, пока я опрашиваю более слабых учеников.
К тому же я убедилась, что детей не нужно постоянно опекать и контролировать. Когда они усвоили основную часть материала, то вполне могут работать самостоятельно.
Это было удивительно, особенно на фоне моих опасений. Я думала, что кураторская методика — это красивая теория, но на практике она не будет работать. И вдруг оказалось, что я получила то, о чем давно мечтала, — работал весь класс!
«Раньше я таких деталей не замечала»
Я проработала уже три протокола: распределение внимания, паузы и репродуктивные вопросы. Эта работа позволила мне нарастить важные педагогические компетенции. Все учителя, конечно, слышали в педвузе о необходимости создавать ситуацию успеха. Но когда приходишь работать с детьми, не знаешь как. Мне казалось, что это почти невозможно по отношению к слабым ученикам: какой у них может быть успех на фоне гораздо более одаренных одноклассников? Однако сейчас мне наконец стало понятно, как это делать на практике.
Я стала более профессионально смотреть на реакцию детей, лучше понимать их состояние. Например, одна девочка во время ответа была так напряжена, что сломала карандаш, сжимая его в пальцах. Раньше я таких деталей не замечала. А сейчас для меня эти стиснутые пальцы стали сигналом о том, что нужно подождать, не торопить с ответом. Это позволяет ребенку привыкнуть к мысли, что он равноправный участник урока, от него ждут ответа и при необходимости поддержат.
Результаты невелики пока, но уже видны. Особенно радуют успехи одного третьеклассника. Он очень плохо читал по-английски и совсем не отвечал на уроках: «я не хочу», «мне это так не нравится!» Видимо, сказалось то, что часть материала когда-то была пропущена. А когда мы запустили процесс внедрения кураторской методики и я стала уделять этому ученику больше времени, у него словно второе дыхание открылось. Оказалось, что мальчик способен быстро схватывать новый материал, и сейчас он отвечает на честную четверку. А ведь раньше я не верила, что он может тянуть больше, чем на слабую тройку, да и то еле-еле. Тогда он с видимой неохотой шел на урок. Теперь же — совсем другое дело. И я так радуюсь, что не запустила этого ребенка!