Как спасти учителей от эмоционального выгорания
Вроде и работа шла своим чередом, но в школьной атмосфере стал ощущаться явственный привкус разочарования, неудовлетворенности, опустошенности: потянуло дымком эмоционального выгорания.
Симптомы были налицо. Учительская, до этого служившая местным филиалом Гайд-парка, стала напоминать просто учительскую. Учителя молча забирали журналы и торопливо расходились по кабинетам. На заседаниях педагогического и методического советов дискуссии сжались, как шагреневая кожа. Что делать?
Готовых рецептов не нашлось, пришлось осваивать знахарское искусство. Основными ориентирами стали: повышение мотивации на результат, преодоление психологического дискомфорта, сплочение коллектива.
Дабы сгладить психологические проблемы, возникающие у педагогов в «период перелёта от института до пенсии», нами были предприняты следующие шаги.
Во-первых, резко ограничили локальным актом количество всевозможных внутренних совещаний и наложили жёсткий мораторий на превышение временного регламента их проведения. Ощущение потерянного времени, которое неизбежно появляется на коллегиях, советах, совещаниях, проводимых нередко для галочки, разъедает, как кислота, уважение не только к организаторам данных мероприятий, но и к себе, вынужденно молчаливо соглашающемуся с таким времяпровождением.
Во-вторых, были созданы условия для «физического совершенства». В расписании работы тренажёрного зала и лазерного тира мы выделили время на занятия для учителей (как снимается стресс после стрельбы по оригинальным мишеням, кто бы знал!); организовали (по инициативе снизу) группу для занятий фитнессом с использованием интерактивного оборудования и медиаресурсов (возраст занимающихся от 40 до 70 лет); учителя-ветераны, испытывающие профессиональные проблемы с коленными суставами, освоили методику тренировочной скандинавской ходьбы с палками.
В-третьих, постарались видоизменить традиционные, так называемые, предпраздничные корпоративы. Стали выезжать на природу: «за грибами» перед днем учителя; в новогодний лес, с елкой в ведре и с языческими прыжками возле костра; аренда катера с водной экскурсией по Дону, купанием и «зеленой стоянкой» после завершения учебного года. Каждый подобный выезд заряжал положительной эмоциональной энергией, сбрасывал накопившуюся отрицательную энергию.
В-четвертых, создали команду КВН под суровым названием «КГБ» — «Команда Гордость Береславки», которая не знает себе равных на районных фестивалях.
В-пятых, мы стали учиться говорить правду, преодолевать ситуацию, ярко представленную в уже вышеупомянутой песне В. Бутусова: «Одни слова для кухонь, другие — для улиц…» Слишком часто нам в жизни приходится лукавить, недоговаривать, двигаться по наезженной, такой надежной, колее.
Вторым важным направлением стала целенаправленная работа по повышению мотивации в работе всех членов педагогического коллектива. Коллектив развивается, когда он видит впереди цель, стремиться к которой его побуждает внутренняя заинтересованность. Что мы можем предложить в качестве ориентиров, флагов на башнях? Наверное, свободу. Свободу самовыражения, свободу творчества, свободу быть успешным, услышанным, понятым. И мы стараемся все это реально воплотить в стенах школы, учреждения изначально консервативного.
В учительской у нас сейчас висит «живая газета», где каждый желающий учитель и администратор оставляет свои мысли, пожелания, приглашения на свои уроки и мероприятия. Кстати, «открытые уроки» стали добровольными, но их качество и количество при этом возросло, так как учителя тянутся друг за другом, стремятся максимально проявить свои возможности.
Сейчас меня, как директора школы, радует, что блеск в глазах снова появился у наших учителей, что к ученикам, кардинально изменившимся в последнее время (сложное, взрывное, перенасыщенное информацией, к сожалению, в основном не учебной), педагоги относятся с пониманием, как к своим младшим детям.