Наставничество в формате флэш, или Как запустить регулярный обмен педагогическими наработками.
Флэш-наставничество — это относительно новая концепция наставничества, которая предполагает передачу ценных знаний коллеге в короткий промежуток времени. Взаимодействие длится от минуты до нескольких часов (семантика названия происходит от английского слова «флэш» — вспышка или to flesh — блеснуть).
Как это работает? Самый простой вариант: вы выбираете одного из коллег, у которого что-то хорошо получается. Подходите к коллеге и просите: «Покажи или расскажи, как это у тебя получается». Коллега рассказывает. Если что-то непонятно, можно подойти к коллеге во второй раз.
К примеру, я веду урок истории, а у меня в лаборантской сидит учитель географии. «Ты здорово работаешь с терминами, — говорит она после урока. — Расскажи, как ты это делаешь». Я ей рассказываю. Потом она приходит и говорит: «Я оцениваю этот элемент вот так. Правильно?»
В условиях высокой учебной нагрузки и постоянного дефицита времени особую ценность обретают краткосрочные форматы повышения квалификации. Один из них флэш-наставничество — передача знаний от коллеги к коллеге по конкретному запросу. Но чтобы этот формат укоренился в коллективе, стал привычным и массовым, в организации должна сложиться культура профессионального взаимодействия.
О школьном опыте создания такой культуры рассказывает Эльвира Гончар, директор школы № 22 г. Кургана, куратор проекта «500+».
Формат имеет множество модификаций. Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным коллегой (подопечный). Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч, например, еженедельно в течение месяца. Скоростное наставничество — это разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются лишь на несколько минут. Групповое флэш-наставничество: наставник работает в паре с небольшой группой подопечных.
Флэш-наставничество экономит время, позволяет быстро приобрести ценные профессиональные знания и включить экспертный потенциал коллектива в решение широкого спектра актуальных задач.
Но для того, чтобы эта модель наставничества прижилась и стала активно применяться, в организации должна сформироваться культура профессионального взаимодействия. Далее я расскажу о нашем школьном опыте создания такой культуры.
Первые «Цветы»
Все началось примерно 12 лет назад, когда я ощутила, что надо всколыхнуть коллектив, настроить коллег на что-то новое. Не секрет, что в педагогических коллективах много учителей-стажистов. У значительной части в той или иной степени проявляется эмоциональное выгорание.
Но что надо сделать, чтобы в жизни школы возник свежий ветер обновления?
Первым шагом в направлении перезагрузки стало решение методического совета заменить предметные недели на общешкольную проектную неделю. Тогда как раз вводились новые федеральные стандарты, а у наших педагогов не было опыта участия в проектной деятельности. Хотелось повысить методический уровень учителей.
Проектную неделю решили организовать следующим образом. На методическом совете школы была выбрана единая тема проектной недели — «Цветы». Каждый педагог в рамках методического объединения выбирал тему и формат проектной работы с детьми. Сначала продукты проектной деятельности защищались на заседании методического объединения. Оценивались все, а отбирались – лучшие, для представления на общешкольном конкурсе. После отбора был составлен график проведения общешкольной проектной недели и МО поочередно (у каждого объединения был свой день) выставляло лучшие проекты на всеобщее обозрение и суд жюри.
Здесь элемент творческого подхода проявляется и у руководителя проекта, и у его участников. Представить проект в рамках указанной темы непросто. Однако это, наоборот, всколыхнуло педагогический коллектив. И мы увидели множество проектов и продуктов разных форм, объединенных одной темой. Группа учителей иностранного языка представила проект «Цветы в гербах разных стран». Группа математиков — продуктом которого стал сборник заданий (необходимо правильно определить заданные координаты, если координаты наносились правильно, получалось графическое изображение цветов: ландыша, нарцисса)…
В состав жюри вошли учителя, представители от родителей и ребята-старшеклассники.
В последующие годы темы проектных недель мы брали по наименованию года. Год семьи — тема «Семья»… Это нововведение стало хорошим мотиватором к творчеству. Школьная жизнь оживилась, стала разнообразнее, а кроме того, у педагогов появилась возможность учиться друг у друга.
«Учителя наставили друг другу пятерок…»
Через несколько лет я решилась на более серьезный шаг, предложила на методическом совете: а давайте проведем внутри школы конкурс по образцу муниципального. На уровне муниципалитета у нас есть конкурс «Мой лучший урок». Он каждый год разный: «Мой лучший музейный урок», «Мой лучший профориентационный урок», «Мой лучший урок формирования компетенций». Почему бы нам не организовать подобный конкурс в школе: определить лучших учителей, которые затем представят наше образовательное учреждение на уровне муниципалитета? Я полагала, что такой конкурс сработает на вовлечение педагогов в процесс обучения новым методикам, которые важны для реализации ФГОС. Кроме того, мне хотелось достичь большей степени взаимопонимания между коллегами. Из-за недостатка взаимопонимания у нас периодически возникали споры, напряжение в отношениях. Не секрет, что многим учителям свойственна установка «мой предмет самый важный!» Мол, «что такое ваша музыка, вот физика — это да!» Поэтому для меня было принципиально, чтобы учителя посещали и оценивали уроки по разным предметам. Чтобы учитель биологии попал на занятие к учителю физкультуры, рисования и в начальную школу… Это способствовало бы расширению профессионального кругозора и развитию межпредметных связей.
…Энтузиазма мое предложение не вызвало. Я ощутила, что многих педагогов будет непросто убедить принять участие в конкурсе. Поэтому в первый год решила не привлекать к этому всех, а предложить выставить от каждого методического объединения по несколько человек. День конкурсных уроков объявили методическим днем в рамках подготовки к педагогическому совету. Жюри посещало все уроки, а каждый педагог – не менее 4 уроков коллег. Для посещений сделали лист оценки, наподобие того, с которым заместители директора ходили на уроки к учителям.
К концу методического дня оказалось, что учителя наставили друг другу пятерок. Лишь несколько человек старались оценивать работу коллег объективно.
Мы подвели итоги по тем оценкам, которые были выставлены, определили победителей и направили их участвовать в городском конкурсе.
«А давайте будут участвовать все!»
В следующем году мне снова захотелось провести внутришкольный конкурс. С приближением «времени Ч» встал вопрос: по какому принципу будут определяться участники? Снова — по несколько человек от методобъединений? Некоторые коллеги тут же выразили скепсис в целесообразности предстоящего мероприятия: «Ой, у нас снова будут одни и те же…» Меня подобная перспектива тоже не устраивала, так как мне хотелось вовлечь в конкурсную движуху как можно больше педагогов. И тогда я предложила:
— А давайте все будем участвовать!
— Как все? — напряглись мои заместители. — И мы тоже, что ли?
— Конечно. Ведь и я буду давать открытый урок. Пусть учителя посмотрят на меня, на вас. Если даже в своей школе мы боимся открыть двери в класс и показать урок коллегам, как мы будем выходить на уровень города, региона?
Этот аргумент стал главным в разговоре с коллегами. Ведь все понимали: рано или поздно каждому предстоит показывать свою работу на уроке, например, при аттестации на высшую категорию.
Два или три человека, чтобы избежать участия в конкурсе, ушли на больничный. Забегая немного вперед, отмечу, что в последующие годы этой проблемы не было. Школьная администрация объявила, что больничный не освобождает от подготовки открытого урока. «Вы потом все равно их проведете, только вне конкурса, и мы к вам на урок придем».
Весь педагогический коллектив разделился на группы, состоящие из педагогов разных предметных областей. Договорились, что в каждой группе учителя будут ходить на уроки друг друга и еженедельно (конкурсные мероприятия длились несколько недель) будут посещать по 2—3 урока разных дисциплин.
Составили расписание, где в середине дня между сменами группы посещают уроки коллег, а далее работаем в обычном режиме.
Мини-тренинг перед конкурсом
Памятуя о прошлогоднем опыте, когда оценивание едва не свелось к однобалльной шкале, я предложила педагогам провести перед конкурсом небольшую тренировку. Для этого скачала в интернете открытый урок. Собрала всех в актовом зале. Предложила:
— Давайте вместе просмотрим и оценим это занятие, а потом обсудим.
После просмотра стали обсуждать, некоторые оценки снова оказались явно завышены. Обратила на это внимание в ходе обсуждения.
— Почему вы поставили такую оценку? За применение методики? А эта методика точно там была?
— Но она же вот это сделала.
— Методика предполагает, что она должна была сделать ряд шагов. Можно предположить, что она хотела их сделать, но ведь по факту они сделаны не были. Понимаете? Вы дотягиваете. А мы в ходе оценивания должны фиксировать только то, что есть.
Такие диалоги очень полезны. В ходе совместного просмотра и анализа учебных занятий вырабатываются общие критерии качественного урока. И конечно же, появление единых критериев оказывает влияние на процесс построения своего урока и в дальнейшем оценивания уроков коллег.
Чтобы закрепить прогресс
Во второй год результаты оценивания стали более объективными, хотя человеческий фактор все равно сказывался.
На основе выставленных коллегами оценок мы снова подвели итоги и выдвинули победительный(ей) на участие в городском конкурсе. Но этим дело не кончилось. Сразу после конкурса, чтобы закрепить позитивные перемены, я попросила зама по науке:
— Посмотрите оценочные листы и проанализируйте, кто реально видит конкретные приемы и методы в работе коллег, а кто — нет. И что именно проваливается: мотивационный блок, рефлексия?.. А потом на основе анализа мы проведем короткий методический семинар.
Таким образом, конкурс дал хороший материал для групповой методической работы, которая способствовала росту профессионализма учителей. Ведь педагоги в душе перфекционисты, они стремятся к совершенству. И если у педагога возникает ощущение, что на уроке что-то западает, он начинает думать: а почему меня оценили так, а не иначе?
Кто в выигрыше?
Изменение в организационной культуре мы ощутили через 3—4 года. В первый год конкурс шел трудно, во второй — со скрипом, в третий учителя уже ожидали это событие, а на четвертый коллеги сами пришли ко мне предложением: «Давайте не будем делать это в сентябре, потому что в начале года мы не сможем качественно подготовиться. Слишком много других забот. Давайте, чтобы это не было "на отвали", проведем конкурс в первую неделю после осенних каникул. На каникулах у нас будет пауза, мы составим расписание».
Таким образом, через 4 года отношение к конкурсу изменилось, а главное, я начала замечать, что коллеги стали чаще взаимодействовать друг с другом по профессиональным поводам. К примеру, учитель французского языка побывала на уроке технологии у мальчиков и увидела, как их преподаватель проводил опрос в интернете с помощью специального приложения. Попросила технолога: «Скачай для меня, я тоже буду это делать». Другая коллега однажды побывала у меня на уроке экономики: ей было негде проверить тетрадки, и она хотела сделать это на задней парте. Вместо этого она все время пронаблюдала за уроком, а после спросила: «А вы где тетрадки храните, в этом шкафу? Можно я буду иногда приходить и смотреть, как вы оцениваете работы?»
У нас большой коллектив, и раньше мы редко видели друг друга, не говоря о том, чтобы ходить на уроки. Теперь внутри коллектива идет регулярный обмен практическими наработками. Педагоги советуются с коллегами, какую оценку поставить ребенку в неоднозначной ситуации. Мы стали друг друга чаще видеть, больше общаться, сформировалось единство коллектива. И что еще примечательно — в первые годы проведения конкурса коллеги искали интересные уроки в интернете и просто пытались воссоздать их, а со временем копирования становится все меньше, а творчества — больше. Учителя начинают узнавать отдельные педагогические ходы: «Так это же взято оттуда-то». И для них это вызов: а я могу только копировать или смогу сама что-то новое придумать? Такие моменты тоже работают на профессиональное развитие. А в итоге выигрывают дети: ребята получают хорошие, качественные уроки.