«Спрашиваем: как обеспечить право на дистанционное обучение? Пока решений нет, думайте сами…»
Сейчас моя главная забота — наладить качественное обучение для детей, которые сидят дома на карантине. Когда слушаешь выступления коллег на конференциях: «Мы у себя в школе это сделали так и эдак», на словах у некоторых все выходит красиво. Но когда пытаешься добраться до деталей, спрашиваешь: «Как вы сделали то и это?» — люди уходят в сторону. Потому что суть-то в деталях.
У нас в школе есть дети, которые проболели весь ноябрь. Точнее, они сидят дома (у родителей ковид), пытаются делать домашние задания, заходят в Российскую электронную школу, пользуются интерактивной тетрадью…
Вроде бы стараются, но если ребенок сам по себе слабый и недостаточно мотивированный – это проблема! Даже взрослого человека напрягает ситуация, когда нужно брать информацию по разным предметам на разных платформах, отправлять задания разными способами. А теперь это приходится делать детям.
Старшекласснику я могу прописать образовательный маршрут и отправить домой, а с пятиклассником должен кто-то постоянно сидеть рядом: учить вместе с ним предметы, следить за выполнением письменных работ…
Получается, что знания ребенка больше не зависят от того, насколько хорошие у него учителя, а от того, грамотные ли у него родители!
Ко мне приходят педагоги и говорят: «Мы согласны провести в первой смене урок для всего класса, а после обеда связаться по зуму с одним-двумя болеющими детьми. Соберем вместе болеющих учеников из всех параллелей и проведем урок для них. Мы готовы записать его и предоставить его администрации. Мы на все согласны! Но нам хоть что-то за это заплатят?».
А что я могу ответить?
Сейчас все упирается в возможности директора школы: сможет ли он найти деньги, чтобы заплатить учителям за уроки по зуму. Это должно быть решение, как говорится, с барского плеча: найдет директор деньги — будет оплата уроков. А у нас таких денег нет.
Вот думаю: не хочу я требовать от учителей совершать подвиги.
Можно раз-два что-то сделать на энтузиазме, но требовать постоянного энтузиазма – не правильно. Как я могу заставить учителя отработать уроки во вторую смену, если он с утра провел семь уроков? Если он говорит: «Я не могу, я хочу провести вечер с семьей». Или: «У меня вечером ребенок приходит из садика, и он не дает мне возможность заниматься с учениками дистанционно».
Поэтому мне хотелось бы получить ответы на вопрос: сколько будет стоить дистанционный урок для болеющих? Как его ввести в расписание? Как рассчитывать дополнительную нагрузку учителя? Коллеги, откликнитесь. Давайте обсуждать.
Ведь дальше происходит то, что ждет нас всех. Появляются родители и говорят: «У нас есть законное право учить ребенка дистанционно. Мы прочитали об этом и хотим, чтобы было так». Мы отвечаем: «Вы можете. Мы будем рады. Но у нас в классах нет камер, чтобы транслировать уроки для тех, кто сидит дома. А дистанционно объяснять материал для вашего ребенка некому. Что вы выберете?». Они говорят: «Дайте нам ноутбук для дистанционного обучения». Мы говорим: «Не можем, нет у нас ноутбука». Одной семье еще можно найти ноутбук для дистанционки, а как быть с остальными? А где взять ноутбуки? И боимся, что следующим шагом будет просьба оплатить интернет.
Получается, с одной стороны, родителям дали право учить детей дистанционно. А с другой стороны — школу не обеспечили возможностями для этого.
От нас требуют, чтобы мы вводили в школе смешанное обучение: давали детям возможность одновременно заниматься и в школе и дома. А мы не можем, как столичные директора, поставить камеры в классах и дать учащимся возможность слушать урок учителя из дома.
Спрашиваем: что делать в такой ситуации? А нам отвечают: «Нет пока решений, думайте сами».
На вебинарах и конференциях рассуждают о том, что нужна отдельная платформа, на которой ребенок мог бы спокойно и поэтапно проходить контрольные и зачетные работы, сдавать домашние задания. Эта идея мне нравится. Но пока платформы нет. Сбербанк свою платформу тестирует для частных школ. Вот и думаешь: когда очередь дойдет до нас?
Конечно, сейчас ситуация лучше, чем была весной. Мы со многим научились справляться. Учителя придумывают новые задания, освоили платформы, мессенджеры: они общаются с болеющими детьми через WhatsApp, через электронный журнал… Российская электронная школа расширила количество учебников и предметов, по которым проводит курсы. Если нет массового наплыва, то РЭШ функционирует хорошо.
Но все, чем мы сейчас занимаемся, — это попытка вывернуться, заткнуть дыры. Каждый учитель выкручивается, как может. Кто использует одну платформу, кто другую, ищет онлайн-уроки по темам, задания, карточки… Всего понемногу. Так и живем.
Я вот о чем сейчас думаю: в американских школах есть такая должность «учитель на замещении». Когда кто-то болеет, этот учитель просто приходит и замещает уроки. Может быть, пришло время и у нас ввести такую дополнительную штатную единицу?
Коллеги, предлагайте, если у кого-то еще есть идеи по организации дистанта. Давайте искать решения вместе!