№2
Директор школы  №2 за 2024 год.
0
236
Персона грата

Ребенок-левша: «белая ворона» или норма? Интервью с Е.Боевой

Вы пишете правой рукой или левой? А ваши дети? В советское время в школах леворуких детей повсеместно переучивали, считая нормой только праворукость. Сегодня эта практика не обязательна, встречается далеко не везде, но проблема обучения детей, которые пишут левой рукой, осталась. Почему это считается проблемой? В чем особенности обучения таких детей? Об этом мы поговорили с Еленой Боевой, основателем и руководителем проекта про левшей «ПравоНалево».

 

― Почему важно говорить о леворуких детях? Насколько эта проблематика выражена и актуальна?

― В разных странах статистические данные о количестве левшей среди общего числа населения колеблются в пределах от 5 до 30%. В России показатель леворуких детей составляет 25% и продолжает из года в год увеличиваться. Только представьте: сегодня это каждый пятый ребенок! Отсюда и растущая потребность в обсуждении темы леворуких, и прежде всего это касается особенностей обучения таких детей в школе, распространения в педагогической среде необходимых знаний и навыков.

Деятельность дошкольных и школьных образовательных организаций в нашей стране регламентируется целым рядом нормативных актов, но ни один из них не отражает в полной мере специфику развития леворуких детей, нуждающихся в особом внимании с учетом их психофизиологических особенностей. А ведь уже на начальном этапе обучения, когда левша-первоклашка только садится за парту, нужно сразу же организовать ему правильное рабочее место.

― А чем конкретно должно отличаться рабочее место для левши и что тут зависит непосредственно от учителя?

― Здесь все надо рассматривать в комплексе. Пожалуй, один из самых важных моментов ― захват пишущего инструмента, отчего зависит дальнейшее формирование техники письма и графического навыка. Также важны рабочая поза и координация движений, расположение тетради, наличие специальной канцелярии для левшей (ручек, ножниц, точилок). Педагог, разумеется, должен владеть как минимум базовыми знаниями об особенностях леворуких детей, чтобы подсказать ребенку, как в его случае удобнее использовать школьные принадлежности, а при необходимости и родителям дать полезные рекомендации. Уже одно это способно предупредить некоторые трудности, с которыми сталкиваются левши, и одновременно повысить качество обучения.

― Считается, что для левшей сам процесс обучения представляет определенные трудности, из-за чего неизбежно возникают проблемы и в семье, и в школе. Так ли это?

― В большинстве своем леворукость — индивидуальный вариант нормы, и в плане познавательных функций дети с генетическим типом леворукости ничем не отличаются от праворуких сверстников.

А вот разного рода отклонения присутствуют как раз у переученных левшей, а также при компенсаторной леворукости. Здесь встречаются в том числе случаи нарушения речевого развития, несформированности моторного развития и зрительно-моторных интеграций, дефицита зрительно-пространственного восприятия. Именно поэтому родителям и педагогам важно уметь вовремя идентифицировать возможные проблемы и совместными усилиями корректировать процесс обучения конкретного ребенка.

― Как на эти вопросы смотрит сегодняшняя система образования?

― Однозначно можно говорить о том, что за последние годы произошел значительный позитивный сдвиг в сознании учителей, и это, конечно же, положительно сказалось не только на отношении к леворуким детям, но и на эффективности их обучения. Но надо признать, что в дошкольных учреждениях и школах внимания к этой проблематике по-прежнему недостаточно. До сих пор нет общего понимания, какие из особенностей леворуких детей необходимо учитывать в первую очередь, что тормозит выработку системного подхода.

Что же касается практических решений, то на местах все зачастую упирается в квалификацию того или иного педагога и уровень его персональных знаний о левшах. Нередки случаи, когда от этих детей в младших классах все так же, как и десятки лет назад, добиваются безотрывного письма, что большинством специалистов делать категорически не рекомендуется. Дело в том, что у леворуких микропаузы при письме несколько длиннее, чем у праворуких, поэтому безотрывный способ, да еще в быстром темпе, требует от них серьезных усилий и напряжения. Между тем еще в 1985 году вышли методические рекомендации Минздрава СССР «Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей», в соответствии с которыми уже тогда допускались «вертикальное написание букв или наклон почерка влево», то есть школьнику разрешали «избрать самому тот способ письма, который более удобен».

― А что известно из практики? Как сами учителя работают с такими детьми?

― Многие современные педагоги понимают важность «леворукого» вопроса, по возможности учитывая психофизиологические особенности таких детей и уделяя им на первых порах дополнительное внимание. Вместе с тем все еще есть случаи целенаправленного переучивания, и основная причина здесь ― незнание. Особенно часто это наблюдается в период дошкольного обучения, когда педагог настоятельно предлагает левше взять карандаш или ложку в правую руку, не понимая, что в этот момент он ребенка ломает. Такой некомпетентный подход чреват не только трудностями в обучении, но и нарушениями психического и физического здоровья, так как леворукость — это иная организация работы полушарий головного мозга. Если процесс переучивания усугубится в школе, ребенок может стать белой вороной и будет обречен на постоянные замечания от учителей по поводу неуспеваемости и декстрастресс, вызываемый давлением праворукой среды. В то же самое время элементарная информированность наставников о леворукости избавила бы детей от многих проблем. Для начала достаточно лишь располагать письменные инструменты и столовые приборы на одинаковом расстоянии от левой и правой руки ребенка, а дальше просто не мешать ему делать свой выбор.

― Существуют ли некие общепринятые методики обучения леворуких детей?

― Единого решения в этом вопросе нет, так как группа леворуких детей сама по себе неоднородна, и по значимости эти внутренние расхождения подчас перекрывают общие различия с праворукими. Принято выделять только те аспекты, что связаны с организацией рабочего пространства и положением руки при письме. Также негативно отражаются на выработке рабочего подхода расхожие среди педагогов мифы и стереотипы о левшах, к примеру, об их поголовной «правополушарности» и проблемах зрительно-пространственного восприятия, которые по факту проявляются у правшей в той же степени. Такие предубеждения не только далеки от реальной ситуации, но и мешают сообща двигаться в верном, то есть сугубо научном направлении.

― Где педагогу научиться грамотно работать с леворукими детьми?

― Объективно говоря, сегодня в процессе подготовки и переподготовки педагогов используются учебные планы и курсы, не уделяющие достаточного внимания вопросам леворукости. В рамках нашего научно-просветительского проекта «ПравоНалево» мы стараемся эти пробелы восполнить, проводя для учителей вебинары и семинары, основанные на современном научном подходе. На практике эти знания позволяют нивелировать многие трудности при адаптации и обучении левшей в школе, корректировать развитие необходимых навыков, улучшать индивидуальную успеваемость, повышать уровень образовательного учреждения в целом и совместно с родителями направлять усилия на улучшение качества жизни леворуких детей.

― Возможно ли в реальных условиях работать с леворукими детьми так, чтобы качество обучения устраивало и семью, и педагога, и школу? И конечно, чтобы при этом самому ребенку было комфортно учиться.

— По этому вопросу с нами делится опытом Савинова Наталья, педагог начальных классов ГБОУ «Лицей № 470» Калининского района г. Санкт-Петербурга:

― В моем классе учится пять левшей, и все они абсолютно разные. У каждого свои особенности, трудности в обучении и индивидуальные победы. Например, один «не видит» строчку, а у другого идеальный почерк, и ни за что не скажешь, что это написано левшой. У кого-то овальные символы выглядят угловатыми и колючими, а вот один ученик начал украшать буквы росчерками. Чаще леворукие дети приходят ко мне с уже сформированным захватом и привычным инвертированным (зеркальным) положением руки, и при письме тут порой возникают сложности со смазыванием чернил. Но все поправимо.

Успех в нашей работе строится из большого количества разных «кирпичиков», которые каждый педагог накапливает, исходя из собственного опыта. Я, например, не разделяю детей по принципу, правши они или левши. Если ребенок функционально готов к обучению в школе, он зачитает, запишет и засчитает вне зависимости от того, какая рука ведущая. А вот рассадке в классе, наоборот, уделяю повышенное внимание: либо за партой два леворуких ребенка, либо леворукий сидит слева от праворукого.

Очень помогает в работе с левшами методическая система Владимира Ивановича Жохова, которая делает процесс обучения интересным и комфортным для ребенка. Здесь разбираются и вопросы безотрывного письма, и наклона, к которому не должно быть жестких требований ― для леворуких это момент принципиальный. Не менее важны пишущие принадлежности: в 1-м классе учащиеся используют хорошие механические карандаши, чтобы выработать легкое письмо, без нажима. Методика Жохова также предлагает специальные физические упражнения на разные группы мышц, подходящие и левшам, и правшам, в том числе гимнастику для пальцев, удерживающих инструмент для письма.

Во взаимодействии с родителями левшей наиболее волнующим остается вопрос переучивания, а такой запрос от той или иной семьи периодически поступает. Здесь необходимо корректно, аргументированно и терпеливо доносить информацию о том, что это индивидуальная особенность ребенка и переучиванием мы только ему навредим. Но в последнее время мы вместе — и учителя, и родители — постепенно уходим от ошибочного восприятия левшей как детей «со сложностями в обучении», ориентируясь на психическое и физическое здоровье ребенка, а это самое главное.

Материал подготовила Екатерина Терешатова  

Другие статьи
Из этого номера
  • Из этого номера
  • Выбор редакции
Еще