№3
Директор школы  №3 за 2024 год.
1
319
Из жизни директора

А зачем нам это надо?

В попытках решить вопрос мотивации ребенка к обучению и вообще интереса детей к школе сломано немало копий. При этом проблема как была, так и остается. Но, возможно, метод, который предложен одним из директоров школ, поможет если не решить эту проблему целиком, то хотя бы снизить ее остроту.

 

Однажды, посещая уроки коллег, я зашел на русский язык в 4-м классе. Повторяли склонение существительных. В глазах детей тоска зеленая и вопрос: а зачем нам это надо?

 

Не утерпел и спросил у них, зачем надо изучать склонения. Получил ответы в диапазоне от «чтобы знать» до «чтобы сдать ЕГЭ». Задумался: а что если каждую тему начинать с вопроса «А зачем нам это надо?» и показывать ученикам, как то, что они изучают на уроках, может пригодиться в реальной жизни?

Так начались мои занятия под названием «А зачем нам это надо?». Вопросы предлагали сами дети. Сейчас расскажу, как мы на них отвечали. Сразу оговорюсь, что все кейсы связаны с русским языком и литературой, поскольку я филолог и встречался с ребятами в рамках этих предметов.

 

Зачем нам читать все эти были и былины?

Работали с былью Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Начали с ТРИЗ-задачки: хозяева одной мандариновой рощи столкнулись с проблемой: каждый год стаи обезьян уничтожают большую часть мандаринов. Не помогают ни сторожа, ни собаки, ни ружья. Как им защитить плоды?

На удивление ответ нашли быстро: посадить между мандаринами кислые лимоны.

Далее мы обсудили вопрос, что помогает нам в жизни справляться с трудностями. Прозвучало слово «смекалка». Расшифровали его, заодно поговорили о креативности.

Посмотрели небольшой ролик про лайфхаки.

И только после этого начали работать с текстом. Я разрезал его на предложения, а главную часть убрал и предложил подумать, как мужик решил проблему.

На площади в одном городе лежал огромный камень

Камень занимал много места и мешал езде по городу

Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и это будет стоить 8000 рублей

Другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и это будет стоить 6000 рублей

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей»

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: …

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку

После того как ребята собрали текст и догадались, что сделал мужик (предложил закопать камень), я задал им два вопроса:

— почему горожане выбрали этот вариант?

— почему мужику дали еще 100 рублей за умную выдумку?

Ответы были разумны и обоснованны: закопать камень проще, так как не нужно особых механизмов, да и мусор после взрыва убирать не надо, а еще появляется гора земли, которую можно как-то использовать. А вот про дополнительные 100 рублей более всего меня поразил такой ответ: горожане были благодарны мужику. На этом мы отвлеклись от ТРИЗ и текста и стали рассуждать, что такое благодарность. Неожиданный поворот, правда?

На дом задал им решить ТРИЗ-задачку, чтобы поддержать интерес к следующей встрече, и предложил записать небольшое видео с лайфхаком. Мои ожидания оправдались: ребята предложили свои решения задачи, а некоторые показали видео со своими придумками.

 

Зачем читать сказки?

Для разогрева поделились на две группы и сыграли в викторину: кто больше сказок угадает. Кажется, 4-й класс, взрослые дети, а играли с удовольствием, что еще раз доказывает, что на уроке должен быть элемент соревновательности, азарта, неожиданности.

Потом перешли к вопросам: какие есть сказки? зачем люди придумывали сказки? чему учат сказки? есть ли что-то общее между сказками? Сравнили сюжеты двух волшебных сказок, выяснили, что они похожи: герою чего-то не хватает, он отправляется в чужое для себя пространство, проходит ряд испытаний при содействии волшебных помощников и возвращается с победой. Поняли, что сказки учили справляться с трудностями.

А как используются сказки в современном мире? Показал несколько реклам, созданных на основе сказочных сюжетов: магазина Marks&Spenser («Алиса в Стране чудес»), автомобиля Volvo («Красная шапочка»), шоколада Nestle («Золушка»). Возник вопрос, а зачем создатели рекламы прибегли к такому приему. Ответы десятилетних детей были самые нетривиальные: увлечь сюжетом, сделать смысл рекламы понятным простому зрителю, передать волшебство продукта.

Ну а домашним заданием стало создание рекламы о нашей школе с использованием сказочных сюжетов.

 

Зачем учить стихи?

Начали с брейншторма: зачем учить стихи. Оказалось, дети все прекрасно знают: тренировать память, правила заучивать, развивать дыхание, «раскладывать информацию на отдельные кучки» и запоминать ее, просто для поднятия настроения… Дальше пошли по списку.

Вспомнили стихотворные правила:

На зеленый свет, Медведь,

Ты не ехай и не едь,

И не ездий никогда –

Поезжай! Запомнил?

— Да!

Кто-то рассказал стихотворения для запоминания неправильных глаголов в английском языке:

В колокольчик ring- rang- rung,

Песню спеть sing- sang- sung.

Гостей встречать meet- met- met,

Гостей кормить feed- fed- fed.

и так далее.

Поговорили о мнемотехниках: а как запоминать стихотворения? В сети есть много полезных видео на эту тему, одно из них посмотрели. Ребята сами поделились, как они пытаются запомнить содержание стихотворения.

Одна ученица сказала: «А еще стихи учат сопереживать» (обращаю внимание на степень включенности). Чтение стихотворений по ролям (например, «Я нес домой кулек конфет…» О. Григорьева) стало кульминацией занятия.

Какой продукт решили создать дети? Свои лайфхаки, как заучивать стихотворение. Один из них мне особенно запомнился: надо придумать кадрированный мультфильм. Кадр 1. Береза в снегу («Белая береза»). Кадр 2. Смотрим на березу через окно («под моим окном»). Кадр 3. Идет снег («принакрылась снегом»). Кадр 4. Снег начинает искриться («точно серебром») и так далее.

 

Зачем нужен фонетический разбор слова?

Начали со сложных случаев перевода звуков в буквы. Написал на доске транскрипции слов и попросил ребят их расшифровать: [щаст’jэ], [щот], [л’от], [гр’ас’], [атэл’] и другие. С заданием все справились отлично.

Открыли YouTube, познакомились с функцией субтитров. Возникли вопросы: как речь переводится в текст в цифровом формате, почему распознавание не 100%. После этого поэкспериментировали с переводом голоса в текст в онлайн-приложениях. Посмотрев видео об инструментах распознавания речи, выяснили, что без фонетического разбора слов разработчикам было не обойтись.

А есть ли приложения, которые переводят текст в речь? Разумеется. Познакомились и с ними.

После таких открытий ответ на вопрос, зачем нужен фонетический разбор, был очевиден.

 

Зачем изучать главные и второстепенные члены предложения?

Что может быть главным и второстепенным? Ответы учеников: персонажи, информация в тексте, цели…

Заговорили про жизненные цели. Попросил ребят составить списки главных и второстепенных целей. Занятие оказалось увлекательным (ведь оно связано с личным опытом!), стали задавать вопросы: а на какой срок цели? чем цель отличается от задачи? Затронули тему профессий. Одна девочка сказала, что хочет быть дизайнером.

С чем работает дизайнер? С композицией. Есть ли главное и второстепенное в композиции? Есть: передний план и задний. Рассмотрели картину Анри Руссо «Нападение в джунглях». Что в ней композиционный центр? Два разных ответа: тигр (очевидно) и молнии. Почему молнии? — Они определяют настроение картины: тревогу, опасность, страх.

На следующее занятие пригласил учителя рисования. Создавали свои композиции, выделяя центр и периферию.

Приведенные кейсы — примеры того, как можно начать изучение темы, как вовлечь учеников, поддерживать их интерес, обращаясь к примерам из реальной жизни. Вместе с тем они дают возможность выстроить алгоритм освоения учебного материала в логике продуктового обучения. Тематический модуль можно описать следующим образом:

  1. тема;
  2. возможные связи с другими дисциплинами;
  3. планируемые предметные результаты;
  4. планируемые метапредметные результаты;
  5. инструменты формирования/развития навыков;
  6. деятельность учеников;
  7. возможные продукты, создаваемые детьми;
  8. а что дальше?

Практически любую тему школьной программы можно вывести в план применения получаемых знаний в жизни. Главное — не полениться и задать себе вопрос, чем это может быть интересно ученикам. Если начинать изучение темы с установления связей с какими-то продуктами или окружающими нас явлениями, вовлеченность учеников гарантирована, а следовательно, шансы на усвоение материала возрастают.

Однако этим потенциал подхода «А зачем нам это надо?» не исчерпывается.

Он дает возможность ученикам создавать свои продукты, тестировать их и представлять публике. Увлеченность и соревновательность здесь бьют все рекорды.

Кроме этого, сопрягая содержание тем с практикой и реальностью, мы выходим в широкое поле междисциплинарности (примеров много в приведенных кейсах), которая не только способствует расширению кругозора учеников, развитию навыков анализа и синтеза, но и предполагает участие в уроке учителей других предметов и приглашенных экспертов, что приводит к более тесному сотрудничеству педагогов внутри школы и формированию партнерских связей.

Так, казалось бы, исключительно педагогический прием может превратиться в управленческую практику профессионального развития учителей и наращивания социального капитала школы.

 

От автора

Благодарю Юлию Викторовну Полянскую, руководителя начальной школы «Новый взгляд», за ценные идеи, которыми она со мной поделилась при написании статьи.

Другие статьи
Из этого номера
  • Из этого номера
  • Выбор редакции
Еще