№1
Практика управления ДОУ  №1 за 2018 год.
0
1804
Наука-практикам

Слушание литературных произведений

Знакомство дошкольников с художественными произведениями детской литературы предусматривается как государственными, так и альтернативными программами обучения, развития и воспитания в детских садах, в центрах дошкольного образования разных типов. Составители современных программ — «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки», «Одаренный ребенок», «Кроха», «Из детства в отрочество», «Детский сад — дом радости» и другие — указывают на важную роль книги в жизни ребенка, на возрастные возможности детей в общении с искусством слова, формулируют основные направления методической работы с литературой, определяют перечень произведений для чтения и заучивания, рекомендуют приемы интерпретации текста.

Действительно, задача приобщения дошкольников к детской литературе, к книге не новая, она давно решается в деятельности педагогов дошкольных учреждений. Мы также писали в журнале о формировании библиотечки детского сада, о сформулированных нами общих законах составления круга детского чтения, о специфике отбора книг в каждую возрастную группу, о методике работы с разными видами детских книг («Практика управления ДОУ», 2015, № 1, с. 28−37), о развитии речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной книгой для детей («Практика управления ДОУ», 2017, № 3, с. 22−29).

Однако существуют и слабо освещенные проблемы в данной методической области, в частности проблема педагогической организации продуктивного слушания. В методических рекомендациях часто широко представлена читательская деятельность воспитателя и недостаточно раскрыта аналогичная деятельность детей. На литературных занятиях, по нашим наблюдениям, воспитатель работает активно, но дошкольники в основном представлены как слушатели и созерцатели интересных детских книг. Живо дошкольники реагируют на иллюстрации. Активизация их участия в читательской деятельности наступает вроде бы в период бесед о прочитанном произведении, однако чаще всего вопросы взрослого смущают дошколят, следуют неточные и неполные ответы, что свидетельствует о недостаточно организованном слушании текста. Отчего так происходит?

Педагогу хочется думать, что малыш понимает значимость книги для его развития. Главная иллюзия литературно-методической работы — уверенность в том, что ребенок вслед за нами осознает ценность книги.

Поскольку воспитание в раннем возрасте строится на подражании, взрослому кажется, что его любовь к книге передается детям по его желанию, стремлению так же с интересом относиться к ней, как демонстрирует он на занятиях в группе. К сожалению, это не так.

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ малыш не испытывает потребности в книге: это предмет не первой жизненной необходимости, это сложный и даже опасный (может порваться, будут ругать!) предмет культуры, с которым работает взрослый. Воспитатель так будет держать книгу в руках, так смотреть на нее и так рассказывать ее содержание, что даже неразумные малыши поймут, что Татьяна Ивановна держит в руках любимый предмет: книжку-картинку, книжку-игрушку, книгу-театр, панораму, ширмочку — со всеми их зрительными и слуховыми привлекательностями.

В младших группах ДОУ книги стоят на высокой полке, как на выставке в музее, и воспитатель берет оттуда одну из них вначале по своей инициативе, а затем по просьбе детей. Чтобы просьба возникла, нужно вызвать интерес. Интерес — это встреча потребности с предметом.

Предметы (книги) есть, но как показать, что в них возникает потребность? «Кто у нас загрустил? Идите ко мне, я знаю, где живет хорошее настроение. Оно живет вот в этой книге», — собирает вокруг себя детей Татьяна Ивановна. Далее следует рассаживание на диване и мягком ковре, а воспитатель выразительно рассказывает содержание книги и показывает то, о чем говорит. Понравившегося героя дети гладят по голове, счастливой концовке хлопают в ладоши.

Метод слушания-рассматривания книги требует от ребенка первых усилий воли, поэтому воспитатель по ходу чтения закрепляет возникшие впечатления: «Я видела, что вы улыбались. Покажите на картинке, кому вы радовались. А кто вас рассердил? Покажите в книге. Вы очень огорчились, когда щенок испугался. Какая картинка это показывает? Кто же сказал „мяу“? Правильно, это кот! Он играл в прятки со щенком!» (По книжке-картинке Г. В. Сутеева «Кто сказал „мяу“?»).

Десяти минут хватило для общения с книгой, и она опять возвращается в книжный музей. Как видим, малышам не задавали сложных установок и непосильных вопросов-заданий, не критиковали ошибочные ответы. Воспитатель не столько читала книжку, сколько рассказывала сказку, глядя на детей, учитывая их реакции, тут же показывая, о чем говорит. Она использовала утвердительные предложения, сама называла переживаемые слушателями эмоции, активизировала чувственную сферу детей, и все весело нашли ответ на вопрос заголовка книги.

Слушание детей двух-трех лет ситуативно, и эту закономерность педагог обязан соблюдать, т. е. он будет брать в руки книгу только тогда, когда ничто не отвлечет от слушания и рассматривания книги, когда общение с книгой может создать положительное настроение.

Успех общения с книгой зависит от контакта с детьми и выразительной эмоциональной интонации воспитателя.

В младших группах детского сада формируется эмпатический вид слушания, который представляет собою считывание эмоций говорящего.

Эмпатический вид слушания формирует применение технологии художественно-речевого сопровождения детской жизнедеятельности дошкольников («Практика управления ДОУ», 2014, № 5, с. 32−45). В течение дня, при исполнении режимных моментов, воспитатель произносит тексты устного народного творчества и литературы вместо обычных указаний, просьб, замечаний. Дети непременно прислушиваются к занимательной речи, состоящей из потешек, прибауток, шуток, поговорок и пословиц, календарных примет, закличек, лирических стихотворных миниатюр и колыбельных песенок, которые во множестве опытный воспитатель знает наизусть. Под такой репертуар слушания художественной речи воспитателя проходит «День погружения в детскую литературу».

В группах четырехлетних детей наблюдаются следующие виды слушания: пассивное (нерефлексивное), без вмешательства в речь говорящего или читающего воспитателя, и активное (рефлексивное), при котором чтец и слушатели становятся собеседниками, воспитатель организует обратную связь, проверяя качество слушания.

Опрос воспитателей показал, что они выступают за активное слушание: оно интереснее тем, что дети высказывают конструктивные предположения по ходу чтения, открыто выражают чувства, сопереживают событиям и героям, задают вопросы, просят показать иллюстрацию к смешному или таинственному эпизоду. Получается одновременное чтение-рассматривание-общение-собеседование. Такой метод эффективен в малочисленной группе слушателей и при работе с объемным прозаическим текстом — рассказом или народной и авторской сказками.

Для восприятия стихотворений более приемлем вид пассивного слушания: как говорится, надо слушать «музыку стиха», не перебивая исполнителя прозой бытового разговора. При чтении стихов воспитателю важно передать паузы, мелодику (повышением и понижением голоса), ритмометрические свойства поэзии, подчеркнуть значение рифмующихся слов. Разве можно это сделать качественно, если чтеца будут перебивать высказываниями? Конечно, нужна тишина и сосредоточенное внимание слушателей при восприятии короткого текста стихотворения. Уважение к переживаниям чтеца и слушателей — одно из главных условий успешного молчаливого слушания. Необходимо показать детям невербальные приемы слушания: доброжелательный взгляд, улыбка, кивание головой, поддержка внимания устойчивой позой, мимикой. Повышению качества слушания способствует установка: читайте вместе со мной, я буду делать это громко, а вы шепотом (или молча, про себя). По окончании чтения благодарим детей, которые проявили терпение и вежливое внимание при слушании художественного текста.

Известно, что дошкольники готовы неоднократно слушать полюбившиеся им произведения и книги. При этом они активно повторяют запомнившиеся строки, словосочетания, рифмующиеся слова.

Приучая дошкольников слушать новые произведения, воспитатель за ребенка озвучивает его состояние, чувства, помогает грамотно произнести возникшую и неоформившуюся мысль, берет на себя ответственность за детское высказывание: «Я правильно тебя понимаю…», «Ты хочешь сказать…», «Разреши мне тебя поправить…», «Мы все подумали, какой молодец этот петушок со шпорами — не испугался лисы». В этом выражается вербальная поддержка думающих слушателей-детей.

С другой стороны, излишнее навязывание своей речи не поможет воспитателю сформировать детскую самостоятельность. Регламентация речи дошкольников в средних группах должна быть тактичной, тем более что период от двух до пяти лет самый интенсивный по накоплению словаря. На этом этапе развития идет обучение построению полных предложений.

В СТАРШИХ ГРУППАХ воспитатель продолжает формировать культуру слушания и добиваться эффективности этого процесса. Уметь слушать — значит воспринимать чужую речь и стараться ее понять. Этот закон слушания начинают активно соблюдать пятилетние дети. Второй закон: слушание построено на доброжелательном отношении к говорящему человеку.

Активное слушание связано со смысловым восприятием текста, коммуникативными умениями концентрироваться на чужой речи, выражать интерес к собеседнику-книге и к собеседникам-людям. Проявление активного слушания мы наблюдаем, когда ребенок представляет то, о чем читает взрослый, переспрашивает, уточняет, переживает, понимает слова, мысли автора. У одаренных детей начинает формироваться критический вид слушания — целенаправленный анализ художественной и познавательной информации.

Качество слушания в данный период развития проверяется в беседах о произведении. Старшим дошкольникам доступна элементарная интерпретация текста. Многое зависит от искусства воспитателя задавать вопросы: если вопрос требует однозначного ответа, он носит воспроизводящий характер, развивает внимание и память; если вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «каким образом», «как», он требует мыслительных операций и развернутого ответа, т. е. развивает мышление и связную речь. Непродуктивны вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», хотя ими обычно проверяют, понравился ли герой, поступок, произведение в целом, т. е. выявляют возникшее отношение и чувства, но вопрос и ответ при этом не носят развивающего характера.

«Почему у нас два уха и один язык во рту? Чтобы мы вначале научились хорошо слушать и слышать, а уж потом хорошо говорить! — так начинает литературное занятие воспитатель старшей группы Наталия Владимировна. — Посмотрите мне в глаза, как я смотрю на ваши замечательные лица. Сегодня будем слушать продолжение сказки про Незнайку и его друзей. Сказку написал для вас Николай Николаевич Носов».

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ шестилеток воспитатель готовит детей к обучению в школе и потому часто проводит целостный анализ художественного произведения. О чем мы прочитали (тема)? Какой вопрос у вас возник при слушании (проблема)? Услышали вы на него ответ от автора (идея)? Какие герои помогли вам думать над содержанием (образы-персонажи)? Какими словами нарисовал нам портрет героя писатель (рассуждения о языке)? Кто запомнил порядок событий в сказке? Назовите эпизоды (композиция сюжета). Какое событие — фантастика (жанр)? А что показано писателем так, как бывает и в нашей жизни (идейно-эстетический смысл произведения)? Таковы типовые вопросы бесед, проверяющих качество осмысленного слушания.

Для краткой проверки слушания используются проблемные вопросы. Вопрос перед чтением: «Послушайте рассказ В. А. Осеевой и скажите, почему он называется „Волшебное слово“». После чтения: «Какое волшебное слово узнал Павлик и мы с вами? Как автор советует его произносить, кто запомнил? Какие другие волшебные слова действуют на людей и выражают добрые отношения?»

В группах старших дошкольников организовано персональное аудирование художественных произведений благодаря электронным средствам: дети любят в укромном уголке игровой комнаты в наушниках изображать слушателей — космонавтов, летчиков, моряков, телеведущих, радиорепортеров — представителей разных профессий, связанных и не связанных с речевой деятельностью. После такого аудирования появляются любители пересказывать услышанное (активное слушание) и «молчуны», предпочитающие не рассказывать о впечатлениях (пассивное слушание). Воспитатели утешают себя тем, что не все в будущем будут выбирать «говорливые» профессии, и приветствуют обе формы слушания.

Воспитателям знакома книга психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания» (М.: АСТ, 2014), которая разработала технику общения, позволяющую наладить глубокий контакт взрослых и детей. Явные и неявные секреты активного слушания сводятся к тому, что взрослые (педагоги, родители) в своей практической деятельности должны начинать воспитание с умения выслушать ребенка, понять его переживания, состояния, вникнуть в его эмоциональную проблему и назвать ее ребенку, ибо сами дети не в силах бывают анализировать свои чувства. Мысль о том, что активным слушателем должен быть воспитатель, дорога специалистам ДОУ. Они не оставляют детей наедине со своими переживаниями, не имеют привычки сразу давать совет или поучать («Ты уже большой, стыдно плакать!»).

В группах, где воспитатель сочувствует настроениям, переживаниям воспитанников, почти всегда хорошая дисциплина.

Организации продуктивного слушания способствует устранение посторонних шумов и звуков на территории чтения литературы, фоном может звучать тихая музыка релаксационного характера. Важно воспитание привычки не кричать, а говорить в разумном темпе, без напряжения силы голоса. Слушать и слышать друг друга помогает обучение выразительному произнесению заученного текста. К приемам активизации слушания относится и индивидуальное и хоровое повторение фраз говорящего, уточняющие вопросы, отсутствие оценочного мнения и поощрение внимательных детей.

Дети не хотят слушать книгу. Что делать?

Как поступить воспитателю, если на его вопрос: «Хотите послушать интересную книгу?» — дошкольники ответят отказом? Даже если дети промолчат, это тоже будет означать «не хотим слушать». Что делать?

Искать причину детского нежелания слушать надо в своем профессиональном поведении:

  • неверно выбрали время для тихой деятельности, не вовремя предложили книгу, многие дети физически активны, увлеченно играют;
  • не подготовили выразительное чтение-рассказывание, в прошлый раз читали, уткнувшись в книгу, мало общаясь с аудиторией слушателей;
  • неверно выбрали книгу: толстая, в 300 страниц, неудобная для рассматривания, без иллюстрации на обложке, явно издана не для детей;
  • даже если захотели слушать двое, начинать потихоньку показывать книгу и заинтересованно читать — подтянутся и другие;
  • не захотел слушать никто — отстаньте от детей, значит, они занимаются более важными для них делами. Найдите правильное время для чтения-общения. Нельзя, чтобы чтение вызывало неприязнь или скуку, дети хорошо запоминают наши промахи. Но, к счастью, так же быстро их и забывают.

Уважаемые воспитатели дошкольников, родители и педагоги, мечтающие общаться с послушными детьми, обратите внимание на то, что слова «послушные» и «слушать» являются однокоренными, родственными словами. Научите детей слушать, и они станут послушными!

Другие статьи
Из этого номера
  • Из этого номера
  • Выбор редакции
Еще