Что показывает исследование социального самочувствия подростков в классе и как использовать эти данные?
1392
Завершилась фаза пилотной апробации онлайн-инструмента «Диагностика социального самочувствия подростков в классе». Это продукт Директории и Издательской фирмы «Сентябрь», нацеленный на выявление удовлетворенности подростков школьной жизнью. В фокусе исследования – включенность ребят в социальные взаимодействия, уровень доверия в отношениях с одноклассниками и учителями, качество этих отношений.
Почему основной акцент сделан именно на изучении социальных связей? Как устроено исследование? Какие данные получит школа в результате проведения диагностики?
Об этом подробно рассказывается в новой публикации генерального директора Издательской фирмы «Сентябрь» Константина Ушакова и заместителя директора по УВР Школы «Феникс» (г. Москва) Дмитрия Поносова. Здесь мы предлагаем вашему вниманию два фрагмента этой публикации. В первом Константин Ушаков отвечает на вопрос «что полезного могут дать результаты диагностики социального самочувствия педагогам и школьным руководителям?» Во втором фрагменте Дмитрий Поносов рассказывает о применении диагностики в конкретной школе.
Для кого может быть полезным исследование
Константин Ушаков:
— Наше исследование направлено на то, чтобы получить данные, полезные для конкретной образовательной организации. Его проводит школа для себя, чтобы начать разговор о том, а что у нас в школе происходит. Понимаем мы своих детей или нет? Это важно, поскольку всем взрослым очень свойственны возрастные аберрации, искажения в восприятии.
Эти данные могут быть интересны для классного руководителя, управленческой команды, так как в исследовании предусмотрена оценка успешности детей. В частности, по результатам можно судить о сложившихся в классе группах и об их лидерах.
Есть возможность получить сведения, не связанные с учебной деятельностью. Скажем, ответы на вопрос типа: если бы у тебя была такая возможность, то кого бы ты?.. Это вопросы о связях, которые хотелось бы иметь, но сейчас их по каким-то причинам нет. Тут появляется шанс увидеть изолированных детей. Если на графе один и тот же ребенок попадает в категорию изолятов и на внеучебном, и на учебном графе, это сигнал для классного руководителя. Изолированные ученики нередко подвергаются травле. Не факт, что это так, но во всяком случае к такому ребенку стоит присмотреться внимательнее.
Фрагмент из отчета о результатах исследования в конкретной школе
Также исследование дает рейтинг реального влияния, где можно увидеть позицию каждого ученика (сколько детей выбрали его). У кого-то, например, связей мало, но с ним хотят взаимодействовать многие. Это реальный лидер класса, с которым многие хотели бы сидеть на уроке, общаться на переменах. А другой ученик не нужен никому. И это тревожный сигнал классному руководителю.
Для директора результаты исследования не менее значимы. Он может увидеть картину в целом, сравнить положение дел в разных классах. Можно понять, как с возрастом меняется ответ на тот или иной вопрос. Проведя исследование несколько раз, руководитель сможет оценить не только уровень, но и динамику социального благополучия.
Также исследование дает возможность по пунктам сопоставить данные о социальном благополучии своих учеников с ситуацией в других (работающих с схожем социальном контексте) школах. Есть ли здесь существенные различия и какие.
Чтобы в школе важные решения принимались с учетом отношения и видения детей
— Поскольку исследование относится к категории консалтинговых, оно имеет форму конструктора. Предметом изучения может стать, к примеру, один класс.
Мне же было интересно изучить все классы своей школы. И некоторыми выводами я готов поделиться.
Результаты я демонстрировал и на педсовете, и в каждом отдельном классе. После демонстрации завязывался разговор о том, почему наш уровень доверия таков. Это и есть самое ценное с педагогической точки зрения. Например, почему в этом классе так высок уровень горизонтального доверия и низок уровень вертикального. По-дружески относимся друг к другу, а к учителям — настороженно.
Об уровне доверия к классным руководителям я детям не сообщал, а говорил с самими педагогами. Почему в 9-м — максимальное доверие, а 7-м классе минимальное?
Обнаружилось различие в количестве актуальных связей (с кем сидишь за партой, общаешься) и потенциальных (с кем бы хотел взаимодействовать). В 8-м классе потенциальных связей заметно меньше, а в 9-м — почти нет разницы.
Существенной информацией стало количество изолятов. В прошлом году в 5-м классе их было пятеро. В этом году в том же классе — всего один.
Эти результаты я показываю детям (напомню, что все данные анонимны, мы говорим лишь о количестве) и предлагаю подумать, что можно сделать, чтобы таким одиночкам в классе стало комфортнее.
Фрагмент из отчета о результатах исследования
В прошлом году было принято решение о разноуровневом обучении трех пятых классов. На разных предметах дети стали перемешиваться. В этом году мы провели исследование социального благополучия. Увидев результат в формате графа, ребята удивились: а почему у нас стало не три класса, а два (на графе четко проявилось разделение на две большие группы, внутри которых переплелось множество связей)? И мы стали думать, может, нам теперь как-то иначе классы перемешать? Может, нам вообще отказаться от классно-урочной системы и перейти на потоковое обучение?
Таким образом, благодаря исследованию мы видим, как меняется картинка взаимодействия в школьном коллективе. И принимаем управленческие решения, исходя из полученных данных. Причем, в разговор об этих изменениях включаются дети.
При этом наблюдается педагогический эффект. При обсуждении у детей растет доверие и крепнут социальные связи, которыми они привыкают дорожить. Мы видим, что это ценное приобретение для них.
P. S. Полная версия текста опубликована в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации». Текст подготовлен на основе вебинара, видеозапись которого в полном варианте доступна по этой ссылке .