«Я б в нефтяники пошел?», или Как попробовать на вкус жизнь в промышленной профессии
2024
Регионы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ не уезжали, а продолжали учиться и строили карьеру на малой родине. Но как познакомить ребят с устройством региональных промышленных отраслей и возможностями профессиональной самореализации в местных компаниях? Как представить эти знания в простой, доступной для подростков форме?
Именно с такой целью создавался образовательный проект «Образ будущего». Он направлен на расширение кругозора подростков, знакомство с экономикой региона, формирование и развитие отраслевой мотивации.
Рассказывает основатель проекта Айгюль Шадрина.
Айгюль Шадрина в двух амплуа: в офисе проекта «Образ будущего» и на месторождении во время подготовки цементной смеси. Фото из личного архива
«Образ будущего» — это всероссийский проект, включающий набор инструментов и команду экспертов, которые создают образовательные программы. У нас есть программы разной степени погружения.
Некоторые программы ориентированы на расширение кругозора и знакомят школьников с тем, как работает экономика региона.
Мы считаем, что возможность познакомиться со спецификой промышленной сферы важна для всех подростков, особенно если ребята проживают в таком регионе, где основной источник заработка — промышленная компания. Например, в Красноярском крае многое завязано на металлургии.
Другие программы создаются для ребят, у которых уже проявился интерес к конкретной профессиональной области. Подросток определил сферу будущей профессиональной деятельности из множества возможных, и теперь ему интересно (и полезно) познакомиться со спецификой выбранной профессиональной деятельности более детально. Эта вторая стадия профориентации называется отраслевой мотивацией. Мы работаем на ее формирование и развитие.
Фрагмент реализации программы «Нефтяная кухня» (о процессах переработки нефти и газа) в Республике Татарстан. В руках у школьника макет молекулы углеводорода (2,4-диметил-3-этилпентан), ребята изучают состав нефти и нефтепродуктов. Фото из личного архива
Основа для успешного профессионального старта
Наш проект рассчитан на детей с 7 по 11 класс.
Начинаем с того, что даем новые интересные знания в рамках школьных уроков, стараясь сделать процесс обучения более увлекательным и упростить процесс понимания с помощью наглядности и других методов. Скажем, в разговоре о нефтегазовой отрасли приводим примеры химических реакций, которые осуществляются в условиях производства. Если речь идет о золотодобыче, демонстрируем настоящие образцы золотосодержащей руды с предприятий.
Профориентационный тур по профессиям золотодобычи в Красноярском крае. Фото из личного архива
Мы показываем связь промышленного производства со школьными предметами и приводим ребят к пониманию, что профессиональные компетенции не такой уж сложный вопрос. Они во многом опираются на школьные знания. Например, я в школе любила химию, математику и физику, участвовала в олимпиадах по этим предметам. И в моем вхождении в нефтяную отрасль мне очень помогали хорошие предметные знания. Осознание подобных взаимосвязей позитивно влияет на учебную мотивацию подростков.
Далее знакомим школьников с современными технологиями, производственными цепочками, объясняем детям особенности профессий: график работы, особые требования, карьерные перспективы, корпоративную культуру, правила безопасности. Вы знаете, к примеру, что для профессионала производство — более безопасная среда, чем, скажем, городское пространство?
Что делает производственный процесс безопасным? Выработанные практикой корпоративные правила и освоенные профессиональные установки. Скажем, принцип проверять все расчеты вдвоем, привычка постоянно анализировать риски. Кстати, эта привычка весьма полезна и в обычной жизни за рамками профессии.
Но в обычной жизни дети, если у них нет родителей-нефтяников, как правило, мало что знают про мир промышленности. Большинство ребят даже не допускают мысли, что там может быть интересно.
К примеру, нефтяники работают вахтовым методом. Вахта предполагает особый рабочий график, который делит жизнь на 2 части: ты месяц работаешь на месторождении где-то посреди степи, месяц отдыхаешь, а затем этот цикл повторяется. Работа в таком ритме вряд ли подойдет тому, кто по натуре домосед. А вот человека, любящего путешествовать, такая перспектива может заинтересовать и даже вдохновить, как она вдохновила в свое время меня. На месторождении приходится иметь дело с гигантской техникой, а мне всегда было интересно управлять большими машинами. У меня эта работа ассоциируется с виртуальными играми, в которых герои обладают суперспособностями.
На «нефтяной кухне»
Чтобы сделать процесс погружения в мир промышленности интересным, используем игровые и ассоциативные методы.
У нас есть программа «Нефтяная кухня», при создании которой мы по сути перевели научное описание технологических процессов на доступный подросткам язык. Мы рассказываем о мире промышленности через аналогии с хорошо знакомыми вещами.
Скажем, из газа производят полимеры. Газ можно сравнить с зерном. Частицы газа дробятся на мономеры — «муку», затем мономеры объединяются в полимер — «тесто». А формованные изделия можно сравнить с выпечкой.
Нефтяная кухня реализуется в разных форматах. Это может быть, например, формат мастер-класса. В этом случае часть школьного пространства на полтора часа превращается в нефтехимическую лабораторию. Школьники своими руками создают модели полимеров, проводят игровое научное исследование, изучают предметы, созданные из нефти и газа. Нам важно знать, из чего сделаны вещи, которыми мы пользуемся регулярно: дорожные покрытия, скотч, игрушки, карандаши для губ и глаз, ткани…
Альтернативный формат — инженерная школа, которая длится три дня. За это время ребята успевают не только познакомиться с производственными процессами, но и получить опыт работы в бригаде нефтяников. Самое невероятное происходит в третий день: школьники сами создают макет завода размером в человеческий рост и площадью 200 кв. метров. Затем на этот завод приходят взрослые, и ребята проводят для них экскурсию.
Программа «Завод будущего», создание макета нефтеперерабатывающего завода из экологичных материалов. Фото из личного архива
Ролевая игра как маленькая жизнь
Мы сами разрабатываем игровые методики и производим вспомогательные материалы для игр. Как выглядят эти материалы? Представьте, к примеру, что на столе лежит штука, напоминающая очень большой пирог с обрезанными краями. Если присмотреться к рисунку разреза, окажется, что это пласты горных пород. На одном из разрезов видна пробуренная в земле нефтяная скважина. В процессе игры из подобных «деталей» группа ребят строит макет буровой вышки. Одновременно другие детские группы строят еще что-то. Периодически чат-бот присылает участникам игры образовательный материал про строящийся объект: команды должны не только собрать детали в целостную структуру, но и разобраться, как в ней все работает. Потом результаты деятельности команд соединяются в огромное месторождение размером 2 на 5 метров. На этом участке появляются 50 человечков, которым тоже поступают различные задания. Человечки вступают во взаимодействие друг с другом, объединяются в пары, в команды, перемешиваются по разным группам. Ребята ассоциируют человечков с собой, условно говоря, действуют через них, решая поставленные задачи. То есть у каждого участника появляется своя ролевая позиция, каждый вносит свой вклад в общее дело. Периодически ребята получают от ведущих специальные наклейки. Это поощрения за успешные действия.
Проведение профориентационной игры «Производство будущего» в Республике Башкортостан. У детей в руках человечки, которых они создали по своим интересам и которые проходят во время игры карьерный путь на производстве. Фото из личного архива
Можно сказать, что за время игры ребята проживают маленькую жизнь, которая увенчивается большими трудовыми свершениями. Эта ролевая игра позволяет довольно глубоко погрузиться в специфику профессии и приносит много удовольствия всем участникам.
Трехстороннее сотрудничество
В сфере нашей деятельности треугольник интересантов: школа (подростки, педагоги, родители) — регион — промышленная компания. Инициатором партнерства с нами может быть любая из сторон.
Интерес компании может заключаться в том, чтобы создать для себя кадровый резерв. Но это не единственный мотив. Если корпорация развивает в крае или области промышленную отрасль, то, конечно, она заботится о том, чтобы люди чувствовали себя комфортно в этом регионе и не уезжали оттуда. Поэтому порой у компании бывает простой запрос: мы хотим, чтобы школа стала более притягательным местом для детей и ребята с большей увлеченностью изучали физику, математику и информатику (к слову, нефтегазовая отрасль сейчас сильно сосредоточена на поиске новых IT-решений).
Иногда нам пишут сами учителя или родители: «мы видели вашу программу в других регионах и хотели бы,чтобы что-то подобное было у нас». И тогда мы смотрим, какие в этом регионе есть компании, выходим на них либо на местную администрацию.
Бывает и так, что мы сами выбираем, куда придем. Благо, у нас есть грантовая поддержка.
Взаимодействие со школами, как правило, строится массово. На стадии запуска программы от компании и от региональной администрации в школы приходят письма с приглашением войти в список участников. Дав согласие, школы становятся участниками нашего проекта.
Мы заинтересованы в том, чтобы школы нас ждали и были нам рады. Поэтому стараемся не обременять школу своим визитом, вплоть до того, что даже мебель свою привозим.
Наши программы — краткосрочные, они длятся от полутора часов до трех дней. Это совсем не утомительно для школьников, так как программы модульные: каждые пять минут сменяется вид активности.
Профориентационная игра «Производство будущего». Дети конструируют установку гидроочистки. Фото из личного архива
Содержание программ стараемся выстраивать так, чтобы приносить пользу не только детям, но и учителям. В рамках программ проводим занятия для учителей. Рассказываем, как упростить для детей понимание сложных учебных тем. Мы разработали, к примеру, схему переработки нефти для уроков химии, которая гораздо понятнее и нагляднее той, что содержится в учебнике. Информируем предметников, чьи дисциплины включают изучение технологических процессов, о новых тенденциях (экология, цифровизация, социальное воздействие…) и технологиях, внедряемых на современном производстве.
«Главное – найти свой путь!»
Наши программы бесплатны для школ. Разработку и реализацию программ финансируют промышленные предприятия. Поэтому в своей работе мы учитываем цели и пожелания предприятий. Но в первую очередь мы ориентируемся на интересы подростков, стремимся передать ребятам установку «у меня все получится!»
Классное ток-шоу «Школьникам тоже есть, что сказать» в г. Альметьевск, где школьники делятся друг с другом идеями о том, как вести экологичный образ жизни. На фото школьник и ведущий, молодой химик-исследователь. Фото из личного архива
Нам важно, чтобы дети почувствовали свою ключевую роль в выборе и освоении профессии. Мне кажется, ребятам зачастую недостает понимания, что процесс профориентации должен вертеться вокруг них. Это их личный выбор.
Поэтому наши программы устроены таким образом, чтобы стимулировать ребят к самостоятельным действиям. На наших занятиях школьники постоянно что-то делают и решают сами: сами создают человечков, сами строят предприятие.
Обучающее исследование «В поисках углеродного следа», дети изучают принципы расчета углеродного следа при помощи бота-помощника и исследовательских чемоданчиков. Фото из личного архива
Резюмируя, подчеркну, что в результате выигрывают все. В промышленных регионах снижается отток населения, компании пополняют свой кадровый резерв, а ребята узнают, как устроена экономика их региона, повышают техническую грамотность, расширяют свое понимание возможностей профессиональной реализации и более осознанно подходят к выбору профессии.