Юрий Асмоловский: «Когда меняется стиль взаимоотношений учителя с детьми, образовательные успехи растут»
1363
Апробация кураторской методики в школах началась примерно четыре года назад. Тогда еще не было комплексной четырехмесячной программы внедрения, а был более простой курс под названием «Управленческая стодневка». Мы знаем, что некоторые школы, прошедшие курс, продолжают использовать кураторскую методику по сей день. Почему? Что это им дает? За ответом мы обратились в одну из таких школ. И вот какой разговор у нас состоялся с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем истории школы № 9 г. Брянска Юрием Асмоловским.
Юрий Асмоловский. Фото из личного архива
— После прохождения «Управленческой стодневки» вы продолжили работать по кураторской методике. Можете сказать почему? Чем эта методика вас изначально привлекла?
— Простотой. Мы часто усложняем какие-то вещи, пытаемся придумать что-то небывалое, а тут педагог прицельно оттачивает базовые элементы, из которых складывается профессионализм в работе. И я могу сказать, что результаты очевидны.
— В чем же заключаются результаты? В повышении успеваемости?
— Успеваемость не повышается резко, а становится стабильной. Раньше у нас уровень успеваемости был сильно неровным, а сейчас об этих перепадах можно не волноваться. Образовательные результаты держатся на стабильно хорошем уровне.
Еще радует количество призов на разных конкурсах. Мы начали работать по методике с 2019 года, и с тех пор количество призовых мест, занятых нашими учениками, ощутимо повысилось. Если в 2017 году мы считали хорошим результатом участие в олимпиаде «Первые шаги в науке» (когда 1–2 человека проходили в очный тур), то сейчас норма, когда 4–5 наших учеников становятся победителями. Я это объясняю тем, что у учителей изменился подход, взаимоотношения с учениками стали более благоприятными. Раньше было как? Ученик выучил параграф, ответил – и все, а сейчас я чаще наблюдаю живой интерес учителя к личности ученика, неформальное, человеческое взаимодействие на уровне «учитель – ученик». Дети ведь откликаются на внимательное отношение, и их образовательные успехи зависят от взаимного расположения учителя к ним и их к учителю.
— С чего вы начинали? Сколько тогда организовалось пар?
—Вначале у нас было 4 пары. Помнится, на первом этапе было сопротивление, одна коллега отказалась от участия в реализации методики.
А сейчас в школе уже 12 пар. Когда к нам приходят молодые учителя, мы их включаем в кураторскую программу.
— Профессиональные связи выросли?
— Да! Мы проводили исследование социального капитала два раза: в первый год внедрения методики и через четыре года. Двусторонних связей стало заметно больше, количество триад тоже выросло.
— Наша четырехмесячная программа обучения для школьной команды из 12 человек стоит 137 400 рублей, а для 5 человек – 58 267 рублей, что меньше, но тоже ощутимо. На ваш взгляд, «цена вопроса» может стать преградой?
— Все равно это очень полезно. Я считаю, что импульс к развитию, к позитивным изменениям, который дает методика, того стоит. 58000 не должно становиться преградой. Думаю, что вопрос о внедрении методики не только и не столько в деньгах. Почему у нас все получилось? Потому что наш директор очень любознательна, открыта для всего нового и собрала в управленческую команду таких же инициативных людей. А есть руководители, которые боятся нового.
— Как вы можете оценить время, которое требуется для изменений?
— Для всех индивидуально, учителя ведь разные по восприятию, опыту, возрасту. Но в среднем требуется работа протяженностью около года.
У нас довольно консервативный коллектив, и переход на новый стиль общения оказался небыстрым. Вы знаете, нашу ситуацию до внедрения методики точно описывают слова К. М. Ушакова, который сказал в одном интервью, что по большей части у педагога в отношениях со слабоуспевающими учениками устанавливается негласное соглашение «ты мне не мешаешь, я тебя не трогаю». Кураторская методика позволяет преодолеть эту привычную схему и достучаться до самых замкнутых и неуспешных детей. Это и есть путь к настоящей доступности образования.