№3
Директор школы  №3 за 2021 год.
1
1202
Пульс перемен

Юлия Турчанинова: «Система образования будет сжиматься, пойдет отток на периферию, и там в условиях меньшей бюрократии и большей свободы будут складываться новые формы и практики…»

Образование как достояние личности

Для нашего разговора важно развести образование как достояние личности и общее образование как концепт, который распространяется на всех через специально выстроенную систему. Она так и называется: система общего образования.

Если мы поймем, что такое образование как достояние личности, у нас появляется  шанс понять, что в этом важно для всех, и уже из этого понимания сделать шаг в систему. Образование как достояние личности — это ориентация в языках и моделях культуры. Она позволяет человеку познавать мир и развиваться в разных направлениях. К языкам культуры относятся: наука, искусства, религиозные мировоззрения, даже невербальное поведение человека.  То, что ребенок может освоить и чем он позднее сможет пользоваться.

И если так видеть образование, то понятно, что "общего" образования не бывает. Образование есть продукт индивидуального опыта человека. Оно всегда имеет индивидуальные границы, индивидуальную картину, индивидуальные пробелы.

Отмечу также, что образование как достояние личности формируется во внутреннем мире неизвестными нам путями. Социология, психология, совокупность наук о мозге почти ничего про это не понимают.

 

Общее образование

Система общего образования — это конструкт даже не педагогический, а социально-политический. Его появление обусловлено стремлением задать всем гражданам страны общий социокультурный контекст. Правительства разных стран стремятся привить своему населению некий единый набор языковых и культурных моделей.

Например, в Советском Союзе в брежневский период общее образование поддерживалось и определялось политическими решениями, вытекающими из ситуации холодной войны. Да, в некоторых своих частях это было прекрасное образование. Мы знаем эти образцы, например 2-я физматшкола в Москве. Но это были именно единичные образцы, исключения из правил. Спутник был создан «на коленке», а не за счет «лучшей в мире» советской школы.  

В США задача общего образования состояла в том, чтобы вырастить грамотный и связанный демократическими ценностями электорат. Примечательно, что в Соединенных Штатах до сих пор работает школьная модель начала XX века. Она была создана для времени всплеска эмиграции. В это время американская школа была вынуждена принимать детей с разным владением языком и по европейскому образцу распределяла ребят в разные классы по возрасту. К примеру, в седьмой класс попадали те ребята, которые закончили 6 классов у себя на родине, и те, кто не ходил в школу никогда. Такая ситуация задала определенную логику организации образовательного процесса. И по сей день американская модель общего образования вплоть до 9-го класса идет по спирали: она по кругу повторяет учебный материал с самого начала. Уже нет того наплыва необразованных эмигрантов, который захлестнул страну в начале XX в., а модель все та же.

Таким образом, задачи общего образования лежали и лежат в иной плоскости, чем развитие конкретного человека. В XX веке во всем мире у школы были две функции:

  • создавать общий контекст вокруг доминирующей идеологии в обществе;

  • забрать на время детей и дать женщинам возможность работать.

Но если в доинтернетную эпоху вопрос об общем контексте внутри территориальных границ имел смысл, то с появлением интернета этот вопрос снят раз и навсегда. Сегодня каждый человек может найти единомышленников, людей, думающих о том же и так же, как он.  И может найти любые источники для пополнения своего образования. Кроме того, общий контекст всегда образовывался вокруг доминирующей в стране идеологии. А идеология везде сейчас находится в кризисном состоянии. По этим причинам школьная система вошла в глобальный кризис.

2018-й — это год столетия обязательно общего бесплатного образования в Великобритании, России, США, ряде других стран. Казалось бы, это абсолютно эпохальное событие, могучий цивилизационный сдвиг. С тех пор через эту систему прошел чуть ли не каждый живущий на Земле. Но это событие прошло как-то молча. А ведь, казалось бы, это важная веха в истории человечества.

Преодолеет ли школа кризис?

Не вижу будущего у системы общего образования. Она подрывается с разных сторон. И ковид нанес ей сокрушительный удар.

Но есть еще один важный фактор. За последние 30 лет возникла целая отрасль, где работают сотни тысяч людей, деятельность которых не требует сколь-либо серьезного образования. Это люди, обслуживающие сферу айти: работники колл-центров, тестирующих центров, служб онлайн-ресепшен... Они зарабатывают приличные деньги и работают по протоколам, которые находятся перед ними на экранах мониторов. Их можно подготовить за 3 месяца. 

О финском пути

Опыт финского образования интересен. Финны создают теплую принимающую среду, где выращивают доверие к миру. Это медленные, плохо проверяемые вещи. И это достигается за счет снижения академических результатов. Фокус образования в финской школе смещен от подготовки будущих нобелевских лауреатов или олимпийских чемпионов к обучению самых обычных детей. Финны защищают тезис, что одаренные и гениальные дети — люди мира по рождению и потому всегда пробьются. А все остальные ученики останутся дома. 

Обычным «домашним» детям и следует уделять основное внимание. Поэтому в финской школе главное — теплая и понимающая атмосфера, которая встречает ребенка каждый школьный день. Ведь он оторван от родителей на шесть-восемь часов. Если не дать ему тепла и заботы, он останется наедине с собой, со всеми внутренними кризисами. Бабушек-дедушек рядом нет. Поэтому для учеников особенно важна встреча в школе с терпеливым, принимающим их взрослым, которому можно доверять.

Педагоги много разговаривают и играют с детьми, сводят вместе группы разных возрастов, следят и наблюдают. Это делается медленно, не по плану, не под отчет и не под тест. Так в Финляндии возникает новое лицо общего образования для всего мира.

Но важно понимать, почему такой подход стал возможен в Финляндии.  В этой стране  суровый климат, люди живут далеко друг от друга.  В таких обстоятельствах общество вырабатывает у людей оглядку друг на друга и готовность друг другу помогать. Если я среди зимы и от меня до другого жилья 3 километра, я завишу от моих соседей стопроцентно. И я вынужден строить отношения с ближними. Я про них все знаю и про меня все знают. Это не нью-йоркский сюжет  и не московский.

К сожалению, в Америке и России ребенок чаще встречает в школе холодную  культуру поведения людей, которые не способны разрешить собственные внутренние трудности и противоречия. Получается, что и в семье у него не слишком теплая атмосфера, и в школе тоже. Так вырастает гражданин  с полным набором комплексов.

Может ли развитие личности стать новым ориентиром для российской и американской школы?

Не может. В агрессивном обществе — агрессивная школа и система образования.

К сожалению, нет волшебного способа сорвать с человека, входящего в школьное здание, весь опыт его прежней жизни. Он приносит его на урок вместе с собой. Если вышестоящее руководство не уважает школьную администрацию, а администрация школы не уважает преподавателей, не стоит надеяться на то, что педагоги будут в массовом порядке проявлять уважение к ученикам или их родителям и что ученики будут уважать педагогов.

Ребенку нужен теплый, понимающий и принимающий взрослый, которому можно доверять. Эта ценность теплоты отношений не может быть внедрена. Она определяется человеком. Если этого во мне нет, если во мне не разрешены внутренние сложности и противоречия, если я не доверяю этому миру… Тогда все, тупик.

До сих пор школа была успешна в одном: в выращивании недоверия и нелюбви к себе самой. Вот пример: перед отъездом из России я вела уроки во французской спецшколе в Москве. Однажды я поднималась по лестнице на третий этаж, впереди меня шла учительница, а навстречу нам неслись дети. И я вдруг вижу, как они отворачиваются от своего педагога, обходят ее и говорят мне: «Здрасьте». И я подумала: она работает в этой школе, каждый день приходит на работу и за свои труды получает от детей вот это?..

Школа дает детям предметные навыки, но при этом ломает их самооценку. Даже когда родители "выжимают соки" из старшеклассников, прогоняя их через олимпиады и репетиторов (в дополнение к школьным занятиям), они сами при этом ненавидят учителей и сам процесс обучения.

Задача, которую  школа не может принять

Сейчас много говорят о  значимости развития мягких навыков. Мол, это новая современная задача для школы. Конечно, когда человек умеет коммуницировать, это хорошо. Но  каким образом школа будет развивать мягкие навыки?

Всякий раз, когда руководители в России и США хотят поправить что-то в системе общего образования, они наступают на те же грабли: вносят в программу новый курс, расписанный по урокам. «Все старые курсы доказали неэффективность, — говорят управленцы, — давайте введем в школе преподавание, например, софт скиллс (мягкие навыки)». Но это так не работает. Софт скиллс формируются образом жизни, а вовсе не программой, расписанием, уроками и итоговыми тестами. А у той школы, которую мы имеем в России и США, просто нет других инструментов. Она не умеет двигаться медленно  и в индивидуальном для каждого ученика темпе.

И еще. Мягкие навыки формируются  в атмосфере принятия, доброты и терпения. Если этого нет, тогда что бы вы не делали — все бесполезно.

О будущем

Похоже, что к началу XXI века система государственного образования в развитых странах прошла пик своего количественного роста. Население стареет, численность учащихся почти не меняется, зато растет популярность частных школ, маргинальных прежде образовательных практик и семейного образования. Ковидная ситуация резко усилила отток учащихся и учителей на периферию системы образования. Там, в условиях меньшей бюрократии, менее жесткого контроля и большей свободы творчества и будут складываться новые формы и практики образования. Если государственная система образования окажется к ним невосприимчива — она рухнет.

Что для меня является признаком реальной трансформации системы? На уровне образцов главный признак — новые взаимоотношения между педагогами, детьми, педагогами и детьми.

Другие статьи
Из этого номера
  • Из этого номера
  • Выбор редакции
Еще