Опыт запуска Lesson Study. Часть 1. Подготовительный этап

1489

Торговкина  Татьяна Алексеевна

Торговкина Татьяна Алексеевна
Опубликовано 24 мая 2024

Методики, позволяющие в процессе повседневной работы повышать педагогическое мастерство, становятся все более популярными. Об одной из них, Lesson Study, слышали многие, но пока она не очень распространена в России. А вот в Казахстане эта методика пришла во многие школы, и мы попросили коллегу из города Атбасар поделиться опытом внедрения инновации.

По нашей просьбе заместитель директора по учебной работе школы № 3 Татьяна Торговкина подготовила большой материал, который мы публикуем по частям. В первой части рассказывается о подготовке к запуску методики Lesson Study. На этом этапе управленцы школы эффективно проделали непростую работу по вовлечению учителей в процесс изменений с использованием методики ADKAR.

Когда мы подводили итоги работы школы с применением SWOT-анализа, выяснилось, что сильная сторона нашего образовательного учреждения заключается в его кадровом потенциале. У нас много педагогов с высшей категорией (в Казахстане — «педагог-исследователь»), с высоким уровнем профессионализма. Школе повезло и с молодежью: к нам пришли работать амбициозные, талантливые, энергичные молодые учителя. Они проявляли готовность учиться, а опытные учителя — открыто и доброжелательно делиться опытом. К тому же большая часть коллектива чувствовала себя командными игроками, а это у нас совсем не в каждой школе так.

Воодушевленные результатами SWOT-анализа, мы решили максимально эффективно использовать кадровый потенциал для выстраивания взаимно полезного сотрудничества. В качестве средства выбор пал на методику Lesson Study, так как для ее внедрения нужна группа учителей, объединенных общей целью, способных на взаимную поддержку.

Этот выбор давал возможность решить назревшую проблему: в школе было несколько классов с низким качеством знаний. Среди них были и кадетские классы, куда набирали мальчиков со всего города, в основном из неполных семей. Они отличались организованностью, вели себя вполне нормально, но с успеваемостью дела обстояли не лучшим образом.

Проблему мы вынесли на педсовет. И договорились ее решать путем повышения профессионального уровня учителей, работающих в этих классах.

Презентация плюс  провокация

Конечно, не обошлось без сопротивления, ведь педагоги — довольно консервативная социальная группа. Чтобы преодолеть это вполне объяснимое неприятие, нам с директором пришлось поломать голову над стратегией. К счастью, на курсах я узнала о модели ADKAR, которая помогает справиться с сопротивлением педагогов при внедрении новых методов, моделей, подходов.

Этапы ADKAR

  1. A — Awareness — Понимание. Этап, на котором происходит осознание необходимости перемен.
  2. D — Desire — Желание. Мотивация сотрудников участвовать в изменениях.
  3. K — Knowledge — Знание. Обучение сотрудников новой методике.
  4. A — Ability — Способность. Способность применить теорию на практике.
  5. R — Reinforcement — Закрепление. Закрепление перемен в компании.

Для начала нужно правильно донести до людей идею внедряемого новшества, сделать ее привлекательной. Сразу скажу, что для этого управленцы сами должны прежде всего загореться идеей. Если ты приходишь с какой-то инновацией в коллектив, ты должен в нее верить сам.

Мы собрали педколлектив и рассказали о перспективах дуэтом с директором — два спикера лучше удерживают внимание. И что еще важно — и директор, и я до педсовета проштудировали много информации по теме. Это придало уверенности.

Директор говорила о необходимости повысить качество обучения и объясняла, почему это важно для каждого: от этого фактора непосредственно зависят аттестация школы, потеря или повышение категории для учителей (важно было зацепить аудиторию, показать, что эта тема значима для всех). А я представила презентацию, эмоциональным центром которой стал провокативный слайд «наши дети не хотят учиться, а учителя не хотят учить».

После его демонстрации повисла пауза, выдержав которую, я пояснила смысл слайда, рассказала о том, насколько велик профессиональный потенциал педагогов и как низки показатели детей в проблемных классах.

Этот явный диссонанс эмоционально затронул коллег. Потом мне даже пришло в голову, что правильно побранной музыкой можно было бы еще усилить эффект.

По обратной связи — разговоры, вопросы, анкеты — мы поняли, что добились нужной реакции, расшевелили людей. Хотя, конечно, ответы встречались не только позитивные, были некоторые обиды, кто-то высказывал нейтральное отношение.

«Спокойная жизнь закончилась…»

Во второй части педсовета директор объявила, что «спокойная жизнь заканчивается», мы начинаем работать по Lesson Study, и обрисовала перспективу на год. Был продемонстрирован план научно-методической работы. Начинался он с двух обучающих семинаров, где приглашенные эксперты должны были рассказать о сути методики и ее особенностях. Несколько семинаров предполагалось провести, чтобы педагоги могли адаптироваться и понять, на каком они уровне находятся и с кем они хотят сотрудничать в одной группе.

Помогла в этом школьный психолог. Она же разработала внутришкольную программу развития навыков коммуникации в тренинговом формате. Благодаря этой программе и рекомендациям психолога мы смогли сформировать оптимальные составы групп с разнообразным составом участников — по возрасту, опыту, уровню профессионализма…

А еще нам серьезно помогло то, что несколько наших учителей прошли уровневые курсы, где им дали информацию относительно этой методики и практические навыки (эти курсы в Казахстане массово проводились для учителей школ, но, к сожалению, обучение на них не коснулось школьных руководителей и администраторов). Эти учителя выступили в роли экспертов. Они показали коллегам лист наблюдений, рассказали, как интервьировать детей, готовили для тех, кто только обучался, комментарии: какова цель урока и цель наблюдения, что делал тот или иной участник. Большим подспорьем была их демонстрация того, что нужно делать в группах.

Топливо для мотивации

Согласно подходу ADKAR, на втором этапе внедрения новации важно постоянно напоминать участникам об инновационном процессе. Это подпитывает мотивацию. Регулярные семинары подкреплялись публикациями в чате тематических статей, визуализацией в виде стенда возле столовой (чтобы увидел каждый) — все это привносило в сознание мысль о необходимости и полезности Lesson Study.

Особенно эффективным было использование чата, куда со временем учителя стали приносить материалы, показавшиеся им особенно интересными. Это было и накопление ресурсов, и вовлечение педагогов в процесс освоения методики.  

Сначала контент составляли теоретические статьи, но по мере освоения методики стали появляться фото и рефлексивные отчеты. И когда началась практическая деятельность, сопротивление, которое читалось поначалу в глазах некоторых коллег, заметно пошло на убыль. На семинарах учителя работали в мини-группах и должны были выдать конечный результат. Например, группы должны были разработать лист наблюдения за ребенком уровня А. Или придумать вопросы для интервью детей после урока по той или иной теме. Тут даже самые большие скептики включились в работу.

P. S. Во второй части статьи рассказывается о том, как проходил период апробации новой технологии. Полностью материал Татьяны Торговкиной опубликован в интерактивном пособии «Развитие образовательной организации».

Хотите быть в курсе новых публикаций?

Подписывайтесь на рассылку от Директории

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо! Данные успешно отправлены.

Произошла ошибка при отправке формы попробуйте позже.

блог / Материалы от экспертов и практиков

Техники для хорошего самочувствия

Иногда интенсивно работающие, успешные руководители начинают чувствовать апатию, безразличие к близким, раздражительность. Подобные симптомы могут быть последствием длительного стресса. Как управленец должен вести себя, чтобы не выгорать при сверхнагрузках, сочетать успешность и высокое качество жизни?

Для компенсации стресса можно использовать элементы восточных практик – те, что имеют под собой нейрофизиологическую почву. Так считает тренер-консультант Алексей Щавелев, который работает на стыке древних традиций и современной нейрофизиологи, применяя только то, под чем есть научное обоснование. Алексей изучил наработанные веками техники и переложилих на современную европейскую реальность – с учетом нашего ритма жизни, современного мировоззрения, дефицита времени.

Опыт осмысления и адаптации восточных практик А. Щавелев описал в серии публикаций, где рассказал о физиологических механизмах воздействия стресса на человеческий организм, поделился методикой самодиагностики, а также практическими рекомендациями, как нормализовать свое состояние и предупредить негативные последствия. Предлагаем вашему вниманию фрагмент его публикации с описанием практик, которые можно использовать для ежедневной саморегуляции.

960

блог / Материалы от экспертов и практиков

Методическая работа в школе: в чем ее суть?

Методическую работу часто отождествляют с наращиванием профессионального мастерства учителей. Но ведь для этой деятельности есть отдельное название — повышение квалификации, которое бывает как внешним, так и внутришкольным. Методическая работа и повышение квалификации — не одно и то же. В чем же принципиальное различие? Вопрос далеко не праздный. Не понимая сущности и специфики процесса, мы не сможем его реализовать качественно.

В этой связи особый интерес представляет позиция профессионала, который обладает большим опытом погружения в предмет, причем с разных позиций: учителя, методического работника, директора лицея, преподавателя системы повышения квалификации, ученого. Мы попросили кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя России, депутата Законодательного собрания Республики Карелия Эмилию Слабунову рассказать о своем понимании сути методической работы. В чем ее назначение и содержание? Ответ был дан в первой части интервью, которую мы предлагаем вашему вниманию.

1277

блог / Материалы от экспертов и практиков

Как мотивировать учителей к учебе

В предыдущем материале учитель русского языка и литература Ольга Коростелева рассказала о своем опыте освоения и реализации кураторской методики на позиции куратора. Апробация нового инструмента оказалось непростым переходом от отторжения к принятию. А сейчас мы предлагаем взглянуть на этот процесс с другой стороны — с ракурса коуча, который ведет учебный курс для кураторов. О своих секретах преодоления сопротивления, включения в обучение и увлечения коллег инструментами коучинга рассказывает сертифицированный коуч ICF, администратор курсов «Академии Директории» Мария Кожарина.

1489

блог / Материалы от экспертов и практиков

Искусство задавать вопросы, умение молчать и другие навыки куратора

Один из способов оценить методику — услышать мнение коллеги, освоившего ее на практике. Поэтому тем, кто раздумывает о внедрении кураторской методики в своей школе, может быть полезен рассказ учителя русского языка и литературы МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» поселка Приозёрный (Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ) Ольги Коростелевой, которая с нуля осваивала функции куратора. Опыт оказался для нее новым, непривычным, но интересным и ценным.

1430

блог / Материалы от экспертов и практиков

Семь плюс пять инструментов для наращивания профессиональных связей

В образовательном сообществе многие знают об «Исследовании социального капитала образовательной организации». Этот инструмент дает руководителю возможность оценить кадровый потенциал школы и принять решение, стоит заниматься наращиванием профессиональных связей в школе или нет. В случае принятия положительного решения встает вопрос: каким образом развивать профессиональные связи? С этой целью можно применить различные технологии. Например, инструменты, которые мы описали статье «Семь методик для профессионального развития учителей»: «Наставничество по запросу», «Педагогические туры», «Action Research, или исследование в действии», «Быстрые свидания», «Коучинг», Профессиональные обучающиеся сообщества», «Сторителлинг». А сегодня мы расскажем еще о пяти инструментах и дадим ссылки на развернутые описания.

1263