Семь плюс пять инструментов для наращивания профессиональных связей

1263

Витковский Анатолий Петрович

Витковский Анатолий Петрович
Опубликовано 17 мая 2024

В образовательном сообществе многие знают об «Исследовании социального капитала образовательной организации». Этот инструмент дает руководителю возможность оценить кадровый потенциал школы и принять решение, стоит заниматься наращиванием профессиональных связей в школе или нет. В случае принятия положительного решения встает вопрос: каким образом развивать профессиональные связи? С этой целью можно применить различные технологии. Например, инструменты, которые мы описали статье «Семь методик для профессионального развития учителей»: «Наставничество по запросу», «Педагогические туры», «Action Research, или исследование в действии», «Быстрые свидания», «Коучинг», Профессиональные обучающиеся сообщества», «Сторителлинг». А сегодня мы расскажем еще о пяти инструментах и дадим ссылки на развернутые описания.

Но прежде ответим на вопрос, зачем в принципе заниматься развитием профессиональных связей. Разве для создания мощного кадрового ресурса недостаточно привычных средств, которые применяются в системе повышения квалификации?

Практика показывает, что нет. В подтверждение мы можем сослаться на статью известного канадского эксперта Майкла Фуллана, которая была опубликована в журнале «Вопросы образования». Майкл Фуллан приводит данные целого ряда исследований, доказывая тезис о том, что «для создания успешной образовательной системы требуется сочетание высокого социального и высокого человеческого капитала, но первый более значим». Поясним: человеческий капитал определяется знаниями, умениями, навыками, компетенциями конкретного педагога, а социальный – профессиональными связями между педагогами. 

Что же показывают исследования? Оказывается, успешные школы работают не только на повышение профессиональных компетенций отдельных учителей, но и на развитие взаимодействия между учителями. Если школа занимается повышением квалификации, не уделяя внимания наращиванию профессиональных связей, существенных улучшений добиться не удается.

Именно усилия школьного руководства по развитию профессиональных связей приводят к изменениям, которые дают эффект роста результативности работы учителей. Педагоги начинают совместно обдумывать профессиональные вопросы, делиться полезной информацией и своими наработками, поддерживать друг друга в решении образовательных задач. Повышается продуктивность работы методических, проектных и других объединений, поскольку при организации этой работы руководитель целенаправленно определяет в коллективе реальных профессиональных лидеров и опирается на них. К тому же таких лидеров и сплоченных вокруг них групп учителей становится больше.

Итак, какие технологии можно применять для развития социального капитала школы?

Кураторская методика. На наш взгляд, краторская методика является наиболее мощным инструментом для запуска этого процесса. Этот инструмент направлен на две цели: развитие педагогических компетенций ведения урока и укрепления горизонтальных связей за счет плотного взаимодействия коллег в связках (триадах) «педагог — педагог — куратор».

Назовем сильные стороны кураторской методики. В самой методике заложен механизм порождения внутренней мотивации к развитию. Его суть заключается в возможности сравнить собственные представления о проведенном уроке с объективными данными, которые добываются во время наблюдения за уроком по специально разработанным протоколам. Расхождения субъективных представлений и объективных данных создают когнитивный диссонанс и желание внести коррективы в свою деятельность.

Второй важный момент: профессиональное развитие учителей происходит в ходе решения привычных, повседневных педагогических задач, например, задачи распределения внимания на уроке или поощрения усилий отдельных учеников. Понятность и актуальность процесса снижает сопротивление. По опыту внедрения методики мы видим, что даже у наиболее скептично настроенных педагогов сопротивление довольно быстро сменяется заинтересованностью. Как правило, переключение происходит уже в первые недели внедрения.

Получив опыт реализации кураторской методики, учителя легче овладевают другими инструментами совместного профессионального обучения.

Подробнее о кураторской методике — в статье главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова и директора МАОУ «Наро-Фоминская СОШ № 3 Эвелины Горбуновой «Как устроена кураторская методика и что она дает школе?» 

Внутришкольный конкурс. Это может быть конкурс, проведенный по образцу муниципального мероприятия, например, конкурса «Мой лучший урок». Почему бы нам не организовать подобный конкурс в школе: определить лучших учителей, которые затем представят наше образовательное учреждение на уровне муниципалитета?

Правила проведения конкурса могут быть следующие.  Члены жюри конкурса должны посетить все уроки, а каждый педагог — определенное количество, например, не менее 4 уроков коллег. Для посещений следует сделать лист оценки, наподобие того, с которым заместители директора ходят на уроки к учителям.

В первый год совершенно не обязательно привлекать к этому всех коллег, достаточно выставить от каждого методического объединения по несколько человек. А на следующий год можно пригласить к участию в конкурсе всех учителей. Оптимально, если наравне с рядовыми педагогами свои уроки представят заместители директора и сам директор.

Такой конкурсный формат работает на установление взаимопонимания между учителями. Не секрет, что многим учителям свойственна установка «мой предмет самый важный!» Мол, «что такое ваше рисование, вот физика — это да!» Поэтому когда, к примеру, учитель физики попадает на занятие к учителю рисования и начальной школы — это полезный опыт.

Конечно, при организации конкурса руководитель школы неизбежно столкнется с рядом непростых вопросов, которые надо будет решать. Об опыте подобной управленческой деятельности читайте в статье директора школы № 22 г. Кургана Эльвиры Гончар «Наставничество в формате флэш, или Как запустить регулярный обмен педагогическими наработками».

Специальные игровые методики. Существуют игровые методики, созданные специально для развития коммуникативных навыков. Например, деловые игры «Кланы», «Полет на Марс» и им подобные. Таких игр превеликое множество в интернете, да и школьные психологи хорошо их знают. Опыт использования этих игр описан в статье директора школы № 12 станицы Павловская (Краснодарский край) Сергея Приходько.

Особо следует сказать об игре, которую проводит Рыбаков Фонд. Эта игра была разработана для образовательных учреждений, заинтересованных в создании и укреплении школьного сообщества.

Для участия в игре школе надо создать команду, в которую должны войти представители разных категорий: администрация, учителя, родители, ученики, партнеры, выпускники.

Еженедельно чат-бот присылает командам-участницам задания. «За каждое выполненное задание команда набирает очки-кристаллы, которые в случае успешного продвижения зажигают планету-сообщество, — рассказывает директор школы № 42 г. Белгорода Лилия Каширина. — Если задание выполнено неудовлетворительно, его присылают снова с предложением переделать. И до последнего момента никто не знает, кто вырывается вперед, а кто отстает. Мне особенно понравилось задание, в котором нужно было показать при помощи популярного среди молодёжи ТикТока директора (ученика, учителя…) в необычной роли».

Подробнее об опыте участия команды школы № 42 в игре Рыбаков Фонда читайте в материале Лилии Кашириной.

Создание проблемных и фокусных групп. Это относительно простой, общеизвестный формат: есть проблема и для работы над ее решением создается группа заинтересованных коллег. Например, в 6 «В» низкая успеваемость. Собираются учителя, которые ведут разные предметы в этом классе, приглашается психолог, и начинается обсуждение: в чем причина низкой успеваемости и что нам надо изменить в обучении, чтобы добиться улучшений? Если, предположим, группа приходит к пониманию, что в 6 «В» более эффективны определенные формы и приемы, то кто у нас ими хорошо владеет, у кого коллеги могут поучиться их применению? В конечном итоге вырабатывается определенный план действий, который затем реализуется.

В школе № 82 г. Красноярска проблемные группы со временем трансформировались в фокусные. В чем разница? В проблемной группе предмет  обсуждения и состав его участников определяет директор или его заместитель, а в фокусной — сами учителя предлагают темы для обсуждения и вовлекают в работу коллег, чье участие может оказаться полезным.

Подробнее об организации работы проблемных и фокусных групп можно прочитать в материале директора школы № 82 г. Красноярска Гульнары Ахметзяновой «Недооцененный ресурс развития»

Совместное прохождение актуального учебного курса. Этот формат естественным образом порождает общий предмет для профессионального разговора и стимулирует непринужденное общение на профессиональные темы. Эффект усиливается, когда в обучение включаются не только педагоги, но также директор и его заместители.

В Александро-Слободской школе (Заинский район, Татарстан) подобное обучение по курсу «Метод проектов» было организовано в рамках еженедельного методического семинара, который учредил директор. «Эта практика обеспечивала профессиональное взаимодействие в течение 6 месяцев, — вспоминает бывший руководитель Александро-Слободской школы, магистр управления НИУ ВШЭ Антон Кухарев. — Это, пожалуй, были лучшие моменты в жизни школы: там было минимум политики в отношениях и явное перераспределение статусов». Подробнее об этом опыте читайтев публикации Антона Кухарева.

Результативность работы по развитию социального капитала повышается, когда практикуется комплексное применение инструментов. Например, в школе № 82 г. Красноярска кураторская методика была использована в комплексе с командной подготовкой к профессиональным конкурсам и созданием проблемных групп. «На сегодняшний день у нас сложилась стабильно работающая команда из 4 человек, которые помогают коллегам готовиться к конкурсам, — отмечает директор Гульнара Ахметзянова. — В зависимости от специфики конкурса к ним присоединяются еще другие люди, как правило, 2–3 человека… Педагогов, которые не имели профессиональных связей с коллегами, я старалась включать в группы по решению проблем. Скажем, есть в том же 6 «Б» проблемы с успеваемостью и дисциплиной. Вижу, в этом классе преподает учитель-изолят. Включаю его в группу педагогов 6 «Б», которые обсуждают педагогическое взаимодействие с учениками». Вдобавок к этому директор школы изменила подход к проведению педсоветов. «На педсовет, посвященный вопросам начальной школы, я приглашала учителей физкультуры и английского языка, а на педсовет, где обсуждался опыт основной школы, приглашались педагоги из начальной школы».

В результате за период с 2015 по 2019 годы качество социального капитала в школе № 82 повысилось в три раза. 

Снимок экрана 2024-05-16 в 10.30.24.png

Фото из архива Гульнары Ахметзяновой

Это хорошо видно при сравнении графов исследований социального капитала, которые были проведены в этом образовательном учреждении. Обратите внимание: на графе, который расположен слева, заметно больше триад. Поясним, что именно триада (когда три человека соединены взаимными связями друг с другом) является основной для наращивания социального капитала. Триада гораздо более устойчивая связь, чем диада, поскольку есть третья сила, которая в случае напряжения между двумя коллегами может вмешаться и урегулировать конфликт, не допустить разрыва отношений.

Важный момент: успех в проектах, направленных на развитие школы, зависит не только от применяемых инструментов. Успех — это хороший инструмент плюс высокая мотивация руководства. Руководителю самому важно погрузиться в смыслы проекта развития (здесь бы мы рекомендовали книгу Константина Ушакова «Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет») и настроиться на длительную работу. Как известно, изменения в образовании не происходят по принципу «это нужно уже вчера». Для осуществления серьезных позитивных перемен в школе требуется как минимум несколько лет. Как отмечает Гульнара Ахметзянова, развитие социального капитала — проект стратегический!

Хотите быть в курсе новых публикаций?

Подписывайтесь на рассылку от Директории

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Спасибо! Данные успешно отправлены.

Произошла ошибка при отправке формы попробуйте позже.

блог / Материалы от экспертов и практиков

Техники для хорошего самочувствия

Иногда интенсивно работающие, успешные руководители начинают чувствовать апатию, безразличие к близким, раздражительность. Подобные симптомы могут быть последствием длительного стресса. Как управленец должен вести себя, чтобы не выгорать при сверхнагрузках, сочетать успешность и высокое качество жизни?

Для компенсации стресса можно использовать элементы восточных практик – те, что имеют под собой нейрофизиологическую почву. Так считает тренер-консультант Алексей Щавелев, который работает на стыке древних традиций и современной нейрофизиологи, применяя только то, под чем есть научное обоснование. Алексей изучил наработанные веками техники и переложилих на современную европейскую реальность – с учетом нашего ритма жизни, современного мировоззрения, дефицита времени.

Опыт осмысления и адаптации восточных практик А. Щавелев описал в серии публикаций, где рассказал о физиологических механизмах воздействия стресса на человеческий организм, поделился методикой самодиагностики, а также практическими рекомендациями, как нормализовать свое состояние и предупредить негативные последствия. Предлагаем вашему вниманию фрагмент его публикации с описанием практик, которые можно использовать для ежедневной саморегуляции.

964

блог / Материалы от экспертов и практиков

Методическая работа в школе: в чем ее суть?

Методическую работу часто отождествляют с наращиванием профессионального мастерства учителей. Но ведь для этой деятельности есть отдельное название — повышение квалификации, которое бывает как внешним, так и внутришкольным. Методическая работа и повышение квалификации — не одно и то же. В чем же принципиальное различие? Вопрос далеко не праздный. Не понимая сущности и специфики процесса, мы не сможем его реализовать качественно.

В этой связи особый интерес представляет позиция профессионала, который обладает большим опытом погружения в предмет, причем с разных позиций: учителя, методического работника, директора лицея, преподавателя системы повышения квалификации, ученого. Мы попросили кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя России, депутата Законодательного собрания Республики Карелия Эмилию Слабунову рассказать о своем понимании сути методической работы. В чем ее назначение и содержание? Ответ был дан в первой части интервью, которую мы предлагаем вашему вниманию.

1281

блог / Материалы от экспертов и практиков

Как мотивировать учителей к учебе

В предыдущем материале учитель русского языка и литература Ольга Коростелева рассказала о своем опыте освоения и реализации кураторской методики на позиции куратора. Апробация нового инструмента оказалось непростым переходом от отторжения к принятию. А сейчас мы предлагаем взглянуть на этот процесс с другой стороны — с ракурса коуча, который ведет учебный курс для кураторов. О своих секретах преодоления сопротивления, включения в обучение и увлечения коллег инструментами коучинга рассказывает сертифицированный коуч ICF, администратор курсов «Академии Директории» Мария Кожарина.

1494

блог / Материалы от экспертов и практиков

Искусство задавать вопросы, умение молчать и другие навыки куратора

Один из способов оценить методику — услышать мнение коллеги, освоившего ее на практике. Поэтому тем, кто раздумывает о внедрении кураторской методики в своей школе, может быть полезен рассказ учителя русского языка и литературы МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» поселка Приозёрный (Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ) Ольги Коростелевой, которая с нуля осваивала функции куратора. Опыт оказался для нее новым, непривычным, но интересным и ценным.

1433

блог / Материалы от экспертов и практиков

Опыт запуска Lesson Study. Часть 1. Подготовительный этап

Методики, позволяющие в процессе повседневной работы повышать педагогическое мастерство, становятся все более популярными. Об одной из них, Lesson Study, слышали многие, но пока она не очень распространена в России. А вот в Казахстане эта методика пришла во многие школы, и мы попросили коллегу из города Атбасар поделиться опытом внедрения инновации.

По нашей просьбе заместитель директора по учебной работе школы № 3 Татьяна Торговкина подготовила большой материал, который мы публикуем по частям. В первой части рассказывается о подготовке к запуску методики Lesson Study. На этом этапе управленцы школы эффективно проделали непростую работу по вовлечению учителей в процесс изменений с использованием методики ADKAR.

1492